Рефераты. Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права

2. Понятие предмета и  метода земельного права. Принципы земельного права.

           Земельное право – отрасль права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство.

          Предмет отрасли земельного права – отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права.

          Земельное законодательство исходит из представлений о земле как:

·                      природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы,

·                      природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации,

·                       недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

         

      Метод земельного права – совокупность средств, способов и приёмов правового воздействия на поведение участников земельных правоотношений.

Методы земельного права:

Под методом отрасли земельного права понимается способ регулирования земельных отношений.

Метод земельного права является смешанным, т.е. в основе свободного дозволения и в ограниченных законом случаях – администрирование.

Метод земельного права

смешанный

1. административно – правовой метод -   возникновение, изменение, прекращение и происходит на основании административно – правового акта. Для административно – правового метода характерно проявление власти и подчинения. Участники таких правоотношений не равноправны, ибо один даёт обязательное для исполнения предписания, а другой обязан точно и вовремя исполнить. Так, административно – правовой метод регулирует предоставление и изъятие ( выкуп ) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций.

С особенной силой административно – правовой метод  регулирования  земельных отношений проявляется в случая обнаружения нарушений земельного законодательства.


2. метод дозволения. Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Земельное право даёт правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как органы гос. управления обязан воздерживаться от каких – либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.


Г.Волков предлагает перейти от общедозволительного метода (провозглашённого ст. ст. 35, 36 Конституции РФ) к разрешительному типу правового регулирования земельных отношений. По его мнению,  разрешительный тип правого регулирования отношений собственности на  земельные участки выражается в том, что правомочия собственника (владение, распоряжение и пользование) реализуются исходя из принципа «дозволено лишь то, что прямо предусмотрено в законе».

     При разрешительном типе правового регулирования земельных отношений может применяться ограничивающее условие в виде установления  конкретных обязываний, которые дополняются управомачивающими правовыми нормами.  В последних ограничивающее условие проявляется, когда субъект выходит за пределы дозволенно.

Чубуков Г.В. под методом регулирования земельных правоотношений понимает:

1.      Метод правового регулирования с учётом природного происхождения земли и её общечеловеческого значения (принцип целевого назначения, ведение земельного кадастра, мониторинг и т. д)

2.      Метод договорного регулирования (оборот земли);

3.      Метод обязанности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использование земель.

     Принципы земельного законодательства.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека Согласно данному принципу  регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как:

1.                  о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы,

2.                  природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве,  и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации,

3.                   как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Согласно данному принципу  владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.


3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека. Согласно данному принципу  при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно данному принципу граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки и расположенные на них здания являются самостоятельными объектами, участвующими в обороте вполне независимо друг от друга, с одной стороны, для которых могут быть установлены различные правовые режимы, с другой – как физически, так и юридически связанные друг с другом виды имущества.

В имущественном обороте возможны разнообразные правовые ситуации. Например, здание – в собственности, землю – в аренде; на одном неделимом участке – несколько объектов недвижимости, принадлежащих разным лицам и т.д. Поэтому на сегодняшней момент нет достаточных оснований для законодательного закрепления в гражданском праве «единого объекта недвижимости».

Согласно ЗК все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка. Отчуждение здания, строения, сооружения принадлежащего одному лицу, проводится вместе с земельным участком; не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нём объектов, в случае, если они принадлежат одному лицу. Однако согласно ГК при отчуждении здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности права на часть земельного участка занятой недвижимостью, передаются и права на ту часть земельного, занятой недвижимостью и необходимой для её использования.


6.Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Согласно данному принципу изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. Платность использования земли. Согласно данному принципу пользование землёй осуществляется за плату. ЗК устанавливает две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.


Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. На территориях муниципальных образований, где земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, он там и уплачивается.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" налогоплательщиками признавались также собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Большое значение придается в гл. 31 НК РФ положению, связанному с определением налогоплательщиков по новому земельному налогу в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки. В этом случае налогоплательщики нового земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.