Рефераты. Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права

Из сказанного нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, происходит экологизация норм земельного права.

Всеобщие экологические связи в природе приводят к тому, что хозяйственная эксплуатация одного природного ресурса оказывает влияние на состояние других природных объектов и в целом природной среды. Поэтому стоит задача обеспечения охраны природы в процессе хозяйственной эксплуатации отдельных ее составных частей: земель, вод, лесов, недр.

Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение её в гражданский оборот привело к необходимости уточнения сфер применения земельного права и гражданского права.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм земельного, гражданского и административного  законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учётом сохранения земель как части единой экосистемы Земли в условиях дальнейшего развития общества. Однако вопрос  о месте земельного права в системе российского права остаётся дискуссионным. По мнению Дозорцева В.А. земельное право как  самостоятельная структурная единица не существует, а нормы касающиеся земли распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими  отраслями права.

        Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках многочисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к таким понятиям как «отрасль права», «предмет права», «система права».

      Под отраслью права понимается крупный блок юридических норм в системе права, регулирующих однородные  общественные отношения и объединённых общим методом регулирования.

Сравнительная характеристика отраслей права:

Земельное право

Гражданское право

Экологическое право

Административное право

Земельное право – отрасль права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство

Отрасль права регулирующая (методом равенства сторон) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников.

Комплексная отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Предмет  земельного права – отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права.

Предмет – имущественные и связанные с ними, личные неимущественные отношения.

Общественные отношения, возникающие в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства либо использования ресурсов, либо в сфере управления природными ресурсами.

Предмет: общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Смешанный метод:

- административно – правовой и метод дозволения

Метод: гражданского – правовой метод или метод дозволения

Метод: императивный метод

Метод: административно – правовой (императивный или метод подчинения)

      Однако в Земельном кодексе 2001 года оговаривается, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действий норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земель.  Имущественные отношения владению, пользованию и распоряжению земельными участками и сделок  с ними, согласно п. 3 ст. 3 ЗК, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено  земельным, лесным, водным  и другим законодательством, в том числе специальными федеральными законами.

Вопросы разграничения отраслей законодательства

и отраслей права

Вещное право - подотрасль гражданского права, источником которой являются различные нормативно - правовые акты. Составляя сферу регулирования гражданского права, вещные отношения испытывают воздействие норм других отраслей права - охранительных, управленческих. Это воздействие может выражаться, например, в форме защиты субъективных вещных прав, превентивного влияния на поведение субъектов права (уголовное, административное право), в регулировании возможных распорядительных действий органов публично - правовых образований в отношении объектов вещных прав иных лиц. Исследуя проблемы соотношения системы и отраслей права, с одной стороны, и системы и отраслей законодательства - с другой, авторы работ в области общей теории права и отраслевых правовых наук приходят, как правило, к выводу о них как однопорядковых, но не тождественных системах, выражающих соответственно структуру содержания и формы позитивного права. Формой выражения гражданско - правовых норм является гражданское законодательство. Входящие в гражданское законодательство нормативно - правовые акты имеют комплексную межотраслевую природу, поскольку содержат не только гражданско - правовые нормы. Это относится и к Гражданскому кодексу РФ, содержащему процессуальные (например, в п. 1 ст. 162), административные нормы (в ст. 242, 243 ГК РФ).

Данный вывод подтверждается также содержанием п. 2 ст. 3 ГК РФ, в соответствии с которым даже Гражданский кодекс не относится в полной мере к гражданскому ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. Так же следует относиться и к другим федеральным законам, учитывая правоположение, содержащееся в ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ: НОРМЫ гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (здесь и далее выделено мной. - Л.Г.).

Статья 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к предмету ведения исключительно Российской Федерации. При этом в качестве самостоятельного предмета правового регулирования эта статья называет интеллектуальную собственность таким образом, будто ее правовое регулирование никак не связано с гражданским правом и гражданским законодательством. Одновременно статьей 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, хотя одна часть его - гражданское законодательство и гражданское право, а другая содержит нормы административного права, в отношении которого есть специальные указания в той же статье. К предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относит ст. 72 Конституции РФ "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами" и "земельное законодательство".

На наш взгляд, вещные права на землю - объект регулирования подотрасли гражданского права, нормы которой содержатся в ГК РФ и Земельном кодексе РФ. В предмет регулирования гражданского права входят отношения, возникающие в результате совершения сделок с землей. Другие отношения, связанные с отнесением земель к категориям, переводом их из одной категории в другую, охраной земель, ограничением оборотоспособности земельных участков, предоставлением из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель иным субъектам для различных целей, ведением их мониторинга, землеустройством и государственным земельным кадастром, земельным контролем, входят в предмет регулирования административного права. Либо они и есть собственно земельные отношения. Но в любом случае это отношения, основанные на властном подчинении граждан и юридических лиц государственным органам и органам местного самоуправления.

В литературе высказываются различные, порой диаметрально противоположные точки зрения по вопросу о соотношении норм гражданского и земельного права - от полного отрицания земельного права как отрасли права до утверждения о том, что отношения по поводу земли регулируются исключительно его нормами. Для сторонников этих взглядов не существует проблемы соотношения гражданского и земельного права. В то же время многие ученые признают существование такой проблемы, высказывая различные точки зрения, отдавая предпочтение нормам, закрепленным в Гражданском кодексе либо наоборот, в Земельном кодексе.

В ЗК РФ установлены принципиальные гражданско - правовые положения:

- об ограничении свободы осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения землей, если оно наносит ущерб окружающей среде (в п. 3 ст. 209 ГК РФ шире: если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц);

- о разграничении действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Как же осуществляется разграничение сфер гражданского и земельного законодательства? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 3 ЗК РФ: "Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами".

Данное правило ограничивает действие гражданского законодательства в части регулирования вещных отношений по поводу земли и сделок с земельными участками, придавая им (нормам ГК РФ) статус субсидиарно применяемых институтов. Нормы ЗК РФ о вещных правах на землю и сделках с земельными участками являются гражданско - правовыми. Их приоритет над гражданско - правовыми нормами ГК РФ не установлен в самом Гражданском кодексе, хотя мы находим в нем варианты, когда указывается конкретный специальный закон и лишь в случае соответствия ему применяются нормы ГК РФ (ст. 815, п. 3 ст. 968, ст. 970 ГК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.