Рефераты. Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права

Правило п. 3 ст. 3 ЗК РФ должно было бы найти отражение в ГК РФ, например, в виде нормы: "Правила главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к вещным правам на земельные участки и сделкам с земельными участками постольку, поскольку они не противоречат Земельному кодексу" или "Правила главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к вещным правам на земельные участки и сделкам с земельными участками постольку, поскольку они не урегулированы Земельным кодексом". Но это на перспективу. А что же сегодня? В мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 года "По запросу Арбитражного суда г. Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" содержится мнение относительно приводившегося выше положения ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ: "...в статье 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой".

Круг законов, содержащих нормы, подобные положению ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, становится все шире. Например, в ч. 1 ст. 1 ГПК в редакции Федерального закона от 7 июля 2000 года записано: "Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям настоящего Кодекса". Правило, введенное в ГПК, затрудняет применение процессуальных норм, содержащихся в других законах. Даже процессуальная норма, закрепленная в п. 1 ст. 162 ГК РФ, строго говоря, противоречит правилам ч. 2 ст. 49, ст. 54 ГПК. Процессуальные нормы Семейного кодекса об участии в делах, связанных с воспитанием детей, органов опеки и попечительства противоречат ст. 42 ГПК в редакции Федерального закона от 7 июля 2000 года.

Можно рассуждать так. Норма части 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ установлена органом законодательной власти Российской Федерации, и если он вводит новую норму, применению подлежит именно эта, последняя норма. Такова выработанная юридическая практика. О ней можно было бы не упоминать, приведи законодатель нормы ГК в соответствие с новым Законом.

Право собственности и иные вещные права на землю в рамках гражданского и земельного законодательству.

А. Глава III ЗК РФ содержит нормы, конкретизирующие правила, установленные п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209, ст. 214 ГК РФ. Ограничения в предоставлении земельных участков российским гражданам и юридическим лицам (п. 2 ст. 15 ЗК РФ), а также иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п. 3 ст. 15 ЗК РФ), равно как характеристики земельных участков, находящихся в собственности различных субъектов гражданского права, соответствуют общим правилам, установленным в п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ, а также Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" от 4 июля 2001 года.

Б. Статья 20 ЗК РФ ограничивает круг субъектов иного вещного права - постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, закрепив его лишь за государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, а также органами государственной власти и местного самоуправления. В выделении органов государственной власти и местного самоуправления в качестве особых субъектов права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не было необходимости, так как в качестве юридических лиц они могут быть только учреждениями. Если законодатель имел цель наделить указанным правом государственные органы и органы местного самоуправления, не являющиеся юридическими лицами, то это невозможно в силу того, что субъектами вещных прав могут быть только субъекты гражданского права, что нашло, в частности, отражение в п. 1 ст. 5 ЗК РФ.

Пункт 2 ст. 20 ЗК РФ особо подчеркивает, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ. В соответствии с п. 1 этой статьи из состава возможных субъектов права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками исключаются граждане и большинство юридических лиц. Одновременно такое пользование находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими им на праве постоянного (бессрочного) пользования при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, вправе продлить этот срок (п. 1 ст. 39 ЗК РФ). При этом они не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ) [1]. В то же время граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается (п. 5 ст. 20 ЗК РФ).

За пределы Земельного кодекса - в ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - вынесена норма, предписывающая юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных учреждений и федеральных казенных предприятий, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность "по своему желанию" до 1 января 2004 года.

Рассматривая пункт 4 ст. 20 ЗК РФ, следует учитывать содержание ч. 1 п. 1 ст. 35 Земельного кодекса: "При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, ЗАНЯТОЙ зданием, строением, сооружением и НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник". Коллизию норм в п. 4 ст. 20 и ч. 1 п. 1 ст. 35 ЗК РФ следует толковать в пользу ч. 1 п. 1 ст. 35, так как в соответствии с нею не осуществляется распоряжение земельным участком - право его постоянного (бессрочного) пользования приобретается новым собственником автоматически. Приобретение данного права в порядке ч. 1 п. 1 ст. 35 ЗК РФ нельзя рассматривать как частный случай ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельного участка, запрет на которое содержится в п. 2 ст. 20 ЗК РФ, так как по смыслу оно означает акт субъекта права собственности. С другой стороны, лишь государственные и муниципальные учреждения и казенные предприятия ЗК РФ называет субъектами постоянного (бессрочного) пользования. Эти субъекты ни при каких условиях не могли быть и не могут стать субъектами права собственности на недвижимое имущество, находящееся на чужом земельном участке[2]. Следовательно, согласно ч. 1 п. 1 ст. 35 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования не может перейти к надлежащему его субъекту.

Вывод о приоритете ч. 1 п. 1 ст. 35 ЗК РФ, однако, преждевремен в отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридических лиц. Его дезавуирует норма, содержащаяся в ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у покупателя возникает, но подлежит переоформлению на право аренды земельных участков, или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса по выбору покупателя зданий, строений, сооружений. Кроме того, в силу п. 6 ст. 3 указанного Закона не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.

Иное решение вопросов регулирования этого права находим в ГК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и любым юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Названное право может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 271 настоящего Кодекса.

Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (ст. ст. 268 - 270), на котором расположено это недвижимое имущество.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка. Содержание приведенных норм гл. 17 ГК РФ следует, очевидно, излагать в прошедшем времени, сравнивая их с названными выше нормами ЗК РФ в соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса.

Земельный кодекс РФ содержит нормы, регулирующие еще один вид таких прав - безвозмездное срочное пользование земельным участком. Именно на этом праве предоставляются земельные участки лицам, имеющим право на служебные земельные наделы. Основанием его возникновения являются решения органов государственной власти или местного самоуправления. ЗК РФ содержит некоторые ограничения в отношении круга субъектов, которым могут быть предоставлены земельные участки на этом праве, и сроков их предоставления. Так, земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование только государственным и муниципальным учреждениям, включая органы государственной власти и местного самоуправления, а также федеральным казенным предприятиям (по аналогии с правом постоянного бессрочного пользования), на срок не более одного года. Иным юридическим лицам и гражданам в этом случае могут быть предоставлены только земли, находящиеся в частной собственности (физических и юридических лиц) по договору.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.