Рефераты. Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права

Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права

 

Тема: Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права.

       План:

  1. Земельное право, как отрасль права. Общая характеристика земельного законодательства.
  2. Понятие предмета и метода земельного права. Принципы земельного права.
  3. Соотношение земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных правоотношений
  4. Источники земельного права.

Литература:

  1. Белов В.А., Е.В. Пестерева. Хозяйственные общества. М., 2002 – 333 с.
  2. Богатырёв А.Н. А.А. Кухаренко, А.Б. Соколов. Государство и охрана окружающей природной среды. // Закон и порядок, № 3, 2003. – 68 – 70 с.
  3. Волков Г. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основа земельного законодательства. //Хозяйство и право, 2005, № 2. – 90 – 100.
  4. Вы – землепользователь: Права, обязанности, условия, льготы. / С.А. Самойлов, В.Е. Сидоров. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Транзиткнига», 2004 – 350 с. – (Советы юриста на все случаи жизни).
  5. Драчук В.П. Юридический справочник земледельца. М.: Норма, 2000 – 160 с.
  6. Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю»// под ред. С. А. Боголюбова Юридический дом «Юстицинформ», 2000
  7. Краснова И.О. Земельное право. М.: Юристъ, 2003 – 270 с.
  8. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М.: ЮРИСТЪ, 2000 – 379 с.
  9. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: «Проспект», 2000 – 472 с.
  10. ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля. N 137.
  11. Юридический энциклопедический словарь. / Под. общ. ред. В.Е. Крутова. М: ИНФА, 2001 – 450 с.
  12. Ялбулганова А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О землеустройстве" включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2005 (издание второе, переработанное и дополненное).

 

1. Земельное право, как отрасль права. Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации

Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

1.      ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

2.      ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

3.      ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

4.      ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

5.      ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.

В то же время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. "к"), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. "в").

·                     Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

·        о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

·        об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.

Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст. 9 отнес к ведению Федерации:

·        установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

·        установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

·        государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

·        установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

·        изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

·        разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;

·        управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);

·        иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

Упоминаемые в ст. 9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995 г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.

Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:

·        по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;

·        по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

·        по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

·        иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Очевидно, что наряду с самостоятельной компетенцией, указанная статья предусматривает и остаточную.

Наконец, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный кодекс (ст. 11) относит:

·        изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

·        установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

·        разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

·        управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

·        иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Наибольшие полномочия в области земельных отношений принадлежат органам местного самоуправления на землях поселений (гл. 15 Земельного кодекса).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 Земельного кодекса). Например, к ст. 10 непосредственное отношение имеет ст. 129 ГК РФ, согласно которой "земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.