Рефераты. Земельное право, как отрасль права. Источники земельного права

 Служебные наделы могут представляться из земель, принадлежащих на различных вещных правах организациям отдельных отраслей экономики, в том числе организациям транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков, их работникам.

Администрация г. Хабаровска и Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сталкиваются с различными правовыми ситуациями, связанными с переходом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на основании ст. 35 ЗК РФ. В частности, споры вызывает определение момента перехода этого права к лицу, приобретающему в собственность недвижимое имущество, находящееся на земельном участке, принадлежавшем отчуждателю на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Юридическая коллегия при главе Администрации города Хабаровска пришла к выводу: момент перехода права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком совпадает с моментом перехода права собственности на недвижимое имущество, находящееся на этом земельном участке. Отсюда следует, что государственной регистрации подлежит право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у покупателя недвижимости до обращения в регистрационный орган. Акт регистрации имеет не правообразующее, а правоподтверждающее значение. При этом размер земельного участка, перешедшего к приобретателю недвижимости на нем, может быть меньшим, нежели размер земельного участка, принадлежавшего отчуждателю. Это земля, занятая зданием, строением, сооружением, и земля, необходимая для использования приобретенного недвижимого имущества.

Приведенный вывод можно распространить на иные вещные права, на которых имущество принадлежало отчуждателю, кроме права пожизненного наследуемого владения - оно переходит только по наследству.

Другая ситуация. Лицо, приобретшее здание в 2000 г. и продавшее его после введения в действие ЗК РФ, как оказалось позже, своевременно не зарегистрировало свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в учреждении по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учреждение юстиции полагает, что это право у продавца не возникало, и отказывает в его регистрации приобретателю здания.

Отказ может быть обжалован в суд, однако едва ли в этом есть необходимость. Статья 37 Земельного кодекса РСФСР также связывала переход права пользования земельным участком с переходом права собственности на недвижимое имущество, находящееся на данном участке. Это означает, что регистрирующий орган обязан зарегистрировать переход права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком к продавцу в 2000 г. и переход права постоянного (бессрочного) им пользования к новому приобретателю здания.

В. Иначе в сравнении с ГК решен в ЗК РФ и вопрос о пожизненном наследуемом владении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности[3]. В силу пункта 1 ст. 21 ЗК РФ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК не допускается. При этом оно сохраняется за гражданами, ставшими субъектами этого права до введения в действие Кодекса.

Не допускается даже в пределах, установленных п. 1 ст. 267 ГК РФ, распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода данного права проводится на основании свидетельства о праве на наследство (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Это положение ЗК РФ не соответствует ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - в соответствии с последним не подлежит государственной регистрации переход права на недвижимость по наследованию. Вещное право наследника в силу закона возникает в день открытия наследства, поэтому регистрироваться может лишь факт перехода вещного права в день смерти наследодателя.

Правило пункта 2 ст. 21 ЗК РФ, на наш взгляд, может действовать лишь в случаях наследования по завещанию.

Гражданский кодекс РФ также допускает наследственные права пожизненного наследуемого владения как по закону, так и по завещанию (ст. 1181 ГК РФ): право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. При этом заметим, что к наследованию по завещанию могут призываться, помимо граждан, юридические лица, существующие на день открытия наследства (ст. 1116 ГК РФ).

Как и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Таким образом, право пожизненного наследуемого владения конкретными земельными участками сохраняется в России постольку, поскольку будет осуществляться их наследование. В случаях, если по причинам, указанным в ГК РФ, наследование по закону и завещанию невозможно: отсутствуют наследники, либо никто из них не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), - имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (ст. 1151 ГК РФ).

Анализ норм ЗК РФ дает основание для вывода об их соответствии ст. ст. 265 и 266 ГК РФ: земельным участком, принадлежащим на праве пожизненного наследуемого владения, можно распоряжаться лишь на случай смерти.

Г. Статья 23 ЗК РФ определяет правила установления и осуществления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Пункт 1 этой статьи отсылает к ГК РФ по вопросам установления частного сервитута (ст. ст. 274 - 276 ГК РФ). При этом вводятся дополнительные нормы о видах сервитутов: срочный и постоянный, - а также требование к осуществлению сервитута - оно должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого установлен сервитут.

Пункт 6 ст. 23 ЗК РФ повторяет норму п. 5 ст. 274 ГК РФ: "Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами".

Новеллой ЗК РФ являются нормы о публичном сервитуте, который устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

При этом согласно закону установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Д. Субъекты частных вещных прав на земельные участки могут быть лишены их в связи с возмездным изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Частным случаем такого изъятия является ситуация, когда земельный участок предоставляется для строительства по заявлению гражданина или юридического лица (п. 1 ст. 31 ЗК РФ). В силу подпункта 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного их размещения. Разумеется, объект строительства должен иметь важное государственное или муниципальное значение.

В соответствии с п. 4 ст. 31 ЗК орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением их для строительства. В случае если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.

Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с их изъятием у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды согласно ст. 57 ЗК РФ за счет лиц, в пользу которых изымаются земельные участки, а также возмещение в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 58 ЗК РФ, потерь сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства.

Возмещение убытков собственникам земельных участков в связи с их изъятием осуществляется за счет средств граждан и юридических лиц, которым эти земельные участки предоставляются под строительство (ст. 57 ЗК РФ).

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника, определения его выкупной цены; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3 ст. 55 ЗК РФ).

В ГК РФ это нормы ст. ст. 279 - 281. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК РФ. Выкуп земельных участков, подлежащих изъятию, а также объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках, осуществляется Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальным образованием (ст. 279 ГК РФ).

Отсутствие полной ясности в том, что следует понимать под "изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд" в ЗК РФ, порождает иные мнения. В частности, является ли таковым изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, у их землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также выкуп земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, в связи с предоставлением их для строительства (ст. ст. 31 - 32).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.