Рефераты. "Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности

В течение двадцати трех лет (1958—1981) политическая власть в стране находилась в руках правого большинства. Сначала это большинство возглавляли сторонники генерала де Голля, затем эта роль перешла к сторонникам В. Жискар д'Эстена – независимым республиканцам. В 1981 г. на президентских выборах победу одержали левые партии, а потерпевшие поражение правые партии вплоть до марта 1986 г. осваивали непривычный для них статус оппозиции и вновь вернулись к нему после выборов мая—июня 1988 г. Но при этом во Франции вошли в моду либеральные идеи. Началось наступление правой пропаганды, которое было подкреплено совместными действиями правых партий (СФД и ОПР) во всех прошедших с 1981 г. избирательных кампаниях. Но оппозиция вставала перед большой проблемой – жестоким соперничеством её лидеров. На роль лидера правого союза одновременно претендовали многие политические деятели, уже имевшие опыт политического лидерства, такие, как Жак Ширак, Валери Жискар д'Эстен, Р. Барр, а также представители более молодого поколения, например Ф. Леотар[60].

Сложная обстановка сложилась и в левом лагере. Расхождения между социалистами и коммунистами поставили каждую из партий перед дополнительными трудностями и сказались на результатах парламентских выборов в 1986 г., когда обе партии оказались в оппозиции. Однако в мае—июне 1988 г. левым партиям удалось вернуться к власти, в результате того, что избиратели отказали в доверии правым. По-видимому, в большей степени на этих разно полюсных результатах сказалось наблюдаемое во многих странах недовольство народа правящими силами.



Эффект президентского режима.

Очень важным для понимания социальных и политических процессов во Франции является “эффект президентского режима”, который появился в связи с адаптацией политических партий к институтам Пятой республики. С того момента, как президентский пост приобрел важнейшее значение в структуре власти, все политические партии вступили в борьбу за него, что привело к формированию в каждой партии лидера – “личности”, готового стать кандидатом на президентский пост и способного привлечь избирателей не только своими политическими взглядами, но и личными качествами.

Одновременно, этот же эффект сказывался на усложнении достижения компромиссов между партиями одного толка при выборах единого кандидата в президенты.


Характеристики изменений политической системы.

Подводя итоги изменений в политической системе  Франции в каждом десятилетии со времен основания Пятой республики, можно выделить следующие характеристики.

По ходу преобразований 60-х—70-х годов в партиях произошло увеличение сторонников президентского порядка по сравнению со сторонниками прежних парламентских порядков, перестраивались  партийные организации, в которых также утверждался “президентский режим”. Активно происходила “персонализация”  власти и в качестве примера можно привести партию ОПР, которую некоторые французские авторы называют даже “партией одного человека”.

Произошло упрочение общественного признания партийно-политической системы, которое было связано  с эффективностью президентского режима, сокращением числа партий, а также “персонализацией” власти в партиях.

В это же время во Франции усилилась роль элиты управленческих структур страны. Представители этой “элиты” могли при этом иметь как правые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственных кабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла свои посты и влияние. В качестве примера можно привести перемены, которые происходили  в аппарате управления после прихода к власти левого большинства в 1981 г. Правая оппозиция тогда начала говорить о “чистке” в высших кадрах управления, хотя ни о какой “чистке” со стороны левых не было и речи, они просто проводили совершенно естественное обновление министерских аппаратов в тех рамках, которые характерны для любой смены президента или парламентского большинства. Оно затронуло лишь самых высокопоставленных чиновников общественных служб и почти не коснулось большей части аппаратов министерств и общественных организаций.

В 80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействием социальных, экономических и  культурных факторов.

В 90-е годы внутренне политическое положение Франции не очень изменилось по сравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политические процессы внутри страны влияет вхождение Франции в Европейское Сообщество, вхождение представителей различных политических партий Франции в Европарламент, углубление экономических связей с другими странами ЕС, а также процессы, связанные с распадом социалистической системы стран Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию демократических принципов в самой Франции.


 

 

 

 

 

 

§ 3. “Сосуществование” разнопартийных президента и правительства в Украине

 

Установление президентской республики в Украине

Если вспомнить некоторые моменты ожесточенной схватки между президентом и парламентом Украины в 1995–1996 гг, то эта борьба имела два кульминационных момента: первый — в мае и июне 1995 г., второй — с апреля по июнь 1996 г. Суть проблемы состояла в том, что до этих событий Украина жила по старой советской Конституции, где верховная власть в стране принадлежала парламенту, а не президенту. Это не устраивало Л. Кучму, т. к. препятствовало проведению реформ, поскольку “левый” парламент мог блокировать любые инициативы президента. На публичном уровне суть конфликта подавалась президентской стороной именно как противостояние анти реформаторских консервативных сил в парламенте во главе с А. Морозом и прогрессивного, энергичного президента, которому необходимы полномочия для наведения элементарного социально-экономического порядка в стране[61].

Через принятие “Закона о власти” Л. Кучма намеревался усилить президентскую власть путем, прежде всего, переподчинения местных органов власти администрации президента. Кроме того, проект закона предполагал право президента назначать и смещать правительство без согласия парламента и право роспуска парламента в случае, если тот три раза отвергал предложенный правительством бюджет. Принятие такого закона означало бы предоставление Л. Кучме на один год, до принятия новой Конституции, широчайших полномочий во внутренней и внешней политике. По мнению некоторых экспертов, борьба вокруг этого проекта представляла собой наиболее серьезный политический кризис в Украине со времени обретения независимости[62].

Некоторые обозреватели в этот период подчеркивали параллели между осенью 1993 г. в России и весной 1995 г. в Украине. 31 мая 1995 г. Л. Кучма, как в свое время Б. Ельцин, обратился напрямую к народу за поддержкой, объявив, что 28 июня состоится референдум о поддержке политики президента. В случае проведения референдума победа президента была бы гарантирована, поэтому этот шаг был нужен для того, чтобы Верховный Совет все же принял “Закон о власти” под угрозой возможного роспуска. Ранее, 18 мая, парламент уже одобрил этот закон, но не проголосовал за его введение в действие. Такая ситуация не способствовала укреплению авторитета Верховного Совета в глазах народа, а А. Мороз прекрасно понимал, что проиграет на референдуме[63].

Парламенту нужно было как-то защищаться, стараясь не допустить проведения референдума. 5 июня Верховный Совет наложил вето на указ президента о референдуме и запретил его финансирование из бюджета. В ответ Л. Кучма, наряду с общим давлением на парламент путем угрозы референдумом, использовал потенциал генеральной прокуратуры Украины. Еще в мае она возбудила уголовные дела против некоторых руководителей парламента, в том числе А. Мороза и А. Ткаченко, в связи с финансовыми махинациями. В ответ на это Верховный Совет выразил недоверие генеральному прокурору В. Дацюку и приостановил его полномочия. Это, разумеется, было политически мотивированное решение, о чем говорилось в самом парламенте еще 25 мая, за несколько дней до указанного решения Верховного Совета[64].

Но 7 июня под давлением перспективы проведения референдума и уголовного преследования, которое незамедлительно последовало бы вслед за отменой депутатской неприкосновенности в случае роспуска парламента, руководство Верховного Совета согласилось подчиниться требованию президента. В этот день на пленарном заседании был принят президентский вариант “Закона о власти”, предоставляющий последнему широкие полномочия за счет ограничения власти парламента. Кучма победил. Торжественная церемония подписания “Договора о государственной власти и местном самоуправлении” прошла в Мариинском дворце в Киеве 8 июня 1995 г[65].

Следующий этап борьбы президента с парламентом относится к 1996 г., когда предметом противостояния был проект собственно Конституции Украины. Апрель начался с выступления президента в Верховной Раде. Он говорил о рыночной экономике, государственном суверенитете и интеграции в Европу. Главным в речи, однако, было то, что формировать политику страны должен президент, обладающий сильной властью. В ответ на это заявление оппоненты Кучмы потребовали лишить депутатов-совместителей мест в парламенте. Это требование было вполне обоснованным, но в данный момент было направлено специально против президента, т. к. лишало его пятидесяти восьми сторонников в парламенте. Спустя несколько дней коммунисты предъявили ультиматум, что либо депутаты-совместители оставят себе одно место работы, либо “левые” откажутся обсуждать Конституцию вообще. В ответ Рух объявил коммунистов врагами украинского государства и предложил инициировать сбор подписей о запрете Коммунистической партии Украины и обсуждение Верховной Радой недоверия спикеру А. Морозу, главе Социалистической партии Украины. Результатом дебатов 9 апреля стало предынфарктное состояние спикера парламента Мороза и решение все-таки рассмотреть проект Конституции в первом чтении 17 апреля. Этого не произошло, и обсуждение было перенесено на 23 апреля, когда Кучма должен был выступать в Страсбурге. Там ему было крайне необходимо объявить о прогрессе в конституционном процессе. Однако он не мог этого сделать, т. к. обсуждение вновь было перенесено на 5 мая. Накал страстей позволял предположить, что из-за сопротивления левых и непримиримости, правых конституционный процесс снова затормозится. Для доработки Конституции была создана комиссия из представителей всех фракций (кроме коммунистов и социалистов)[66].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.