Рефераты. "Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности

Одним из существенных нововведений, вызвавших большие споры, явился запрет совмещения парламентского мандата с постом члена правительства. Из новых органов, созданных на основе Конституции 1958 г., существенная роль отведена Конституционному совету. Основные избирательные законы  были взяты из Конституции  эпохи Третьей республики, и,  прежде всего система выборов в Национальное собрание – одноименное мажоритарное голосование в два тура. 4 сентября 1958 г. проект был обнародован, а 28 сентября одобрен на референдуме 79,25% голосов против 20,75%[50].

Основная масса избирателей высказалась не столько по проекту Конституции, сколько за или против передачи власти лично генералу де Голлю, который представлялся значительной части французов единственной фигурой, способной в данных чрезвычайных обстоятельствах  решить множество проблем, стоящих перед Францией в конце 50-х годов[51].

Считая, что новая Конституция приве­дет к опасному усилению исполнительной власти и поставит под угрозу демокра­тические свободы, Коммунистическая пар­тия призвала голосовать против нее. Про­ект Конституции критиковала также часть социалистов, левых радикалов и близких к ним групп, лидерами которых являлись Пьер Мендес-Франс и Франсуа Миттеран. Однако все остальные политические пар­тии, включая официальное руководство Социалистической партии, одобрили пра­вительственный законопроект.

Во время референдума за проект Кон­ституции проголосовало 79% избирателей. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровавши­еся в политической системе и практичес­кой деятельности Четвертой республики[52]. На них повлияло запугивание угрозой гра­жданской войны, к которому широко при­бегали все буржуазные партии и Социа­листическая партия. От трети до половины избирателей, поддержавших проект кон­ституции, считали, что в случае его от­клонения и отставки де Голля во Фран­ции вспыхнет гражданская война. Влияние левых сил было ослаблено длительным рас­колом. Даже социалисты и сторонники Миттерана и Мендес-Франса, которые го­лосовали против правительственного зако­нопроекта, отказывались от совместных действий с коммунистами.

Большое значение имел личный автори­тет де Голля. Многие французы, помнив­шие его роль в движении Сопротивления и его борьбу против “европейской армии”, полагали, что лишь де Голль может до­стойно защитить национальные интересы и добиться мира в Алжире. В то же вре­мя действия де Голля одобряли ультра­колониалисты, считавшие, что новая Кон­ституция обеспечит создание сильного правительства, которое сумеет подавить национально-освободительное движение в Алжире.

Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых сил, участники которой нередко руковод­ствовались противоположными целями.

Принятие Конституции юридически оформило создание Пятой республики. За­тем последовала серия новых выборов, необходимых для формирования высших органов власти. В ноябре 1958 г. состо­ялись первые выборы в Национальное со­брание Пятой республики. Они проводи­лись по мажоритарной системе в два тура. Это давало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туре обычно блокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам[53].

Накануне выборов сторонники генерала де Голля, возглавлявшие ранее партию “Объединение французского народа” (РПФ), создали новую политическую пар­тию – “Союз в защиту новой республики” (ЮНР). Это была правая буржуазная пар­тия. Но она пользовалась поддержкой широких слоев населения, которые, как показал референдум, питали доверие к генералу де Голлю. В результате вы­боров партия ЮНР, собрав в первом туре 20,4% голосов, вышла на первое ме­сто. Благодаря мажоритарной системе го­лосования она получила 188 депутатских мест – гораздо больше, чем имела бы при пропорциональной системе[54]. Значитель­но возросло количество мандатов и у дру­гих правых партий, поддержавших де Гол­ля, особенно у “независимых”, увеличив­ших число своих избирателей почти на 1 млн. человек по сравнению с преды­дущими выборами 1956 г. Блок ЮНР и “независимых” получил абсолютное боль­шинство мест в Национальном собрании. Как и во время референдума по вопросу о Конституции, главными факторами, пред­определившими победу правых партий, были авторитет генерала де Голля и на­дежда, что он сумеет положить конец войне в Алжире.

Социалисты и партия “Народно-республиканское движение” (МРП) в основном сохра­нили своих избирателей. Коммунистичес­кая партия потеряла более 1,5 млн. го­лосов. За нее голосовали 19,2% избира­телей, немногим меньше, чем за ЮНР, но из-за невыгодной для коммунистов из­бирательной системы они получили лишь 10 депутатских мандатов. Для избрания одного депутата-коммуниста потребова­лось 388 тыс. голосов, а для избрания одного депутата ЮНР – 19 тыс.


Отход от авторитаризма.

В первое десятилетие своего существования режим опирался на авторитет и “личную власть” генерала де Голля, с присущими авторитарным методам правления недостатками, которые спровоцировали рост массового недовольства в стране.

Размах рабочего и демократического движения в те годы заставил правящие круги постепенно переходить к  более гибким формам власти. С уходом генерала де Голля в отставку, не меняя открыто положения Конституции 1958 г., тем не  менее, были введены ограничения “личной власти”. Ни один из преемников де Голля на посту президента уже не обладал его харизмой[55]. В силу всех этих вместе взятых субъективных и объективных обстоятельств “личная власть” трансформировалась в “президентскую”.

Иначе говоря, в стране утвердился режим с сильной исполнительной властью, контролировать которую могли только общенациональные выборы, проводимые раз в семь лет.


Победа левых сил и практика “сосуществования”.

Свидетельством силы избирателей стали президентские выборы 1981 г., обеспечившие победу Ф. Миттерана, кандидата от коалиции левых сил. А буквально через пять лет, состоялись парламентские  выборы, которые принесли победу коалиции правых партий, образовавших правовое большинство в парламенте. Левые партии потерпели серьезное поражение. Социалистическая партия потеряла свыше 6% избирателей, Коммунистическая пар­тия – 6%. Впервые за весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10% от общего числа голосовавших.

Неудачи правительства левых сил за­частую воспринимались массами как сви­детельство невозможности глубоких об­щественных преобразований. Они вызвали настроения разочарования и пессимизма, “сдвиг вправо” в общественном сознании. Проводимый компартией в течение дли­тельного времени курс на достижение об­щественных преобразований путем победы на выборах союза левых сил, объединен­ных совместной программой, оказался неудачным. Он породил иллюзии в отно­шении Социалистической партии и спо­собствовал ослаблению компартии.

Правые партии собрали в общей слож­ности 56% голосов, причем за крайне пра­вую расистскую группировку. Националь­ного фронта голосовало более 9% избира­телей, почти столько же, сколько за Комму­нистическую партию.

В результате выборов 1986 г. прави­тельство сформировали правые партии – Объединение в поддержку республики и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран[56]. Осуществляя волю народа, Миттеран был вынужден назначить премьер—министра из числа лидеров враждебного ему лагеря, дабы избежать конфронтации с вновь избранным парламентом. Особенно это было важно в связи с предстоящими в 1988 г. президентскими выборами. Создалась необычная ситуация: левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством в парламенте.

Таким образом, впервые за годы Пятой республики сложилась острая политическая ситуация, ситуация “сосуществования”: левый президент должен был сотрудничать с правым правительственным кабинетом, по крайней мере, в течение двух лет, до новых президентских выборов в 1988 г[57].

Ф. Миттеран остановил свой выбор на лидере правого Объединения в защиту республики Ж. Шираке. Это “сосуществование” левого президента с правым премьер-министром и правым правительством продолжалось до следующих президентских выборов весной 1988 г. и дало очень многое для формирования современной политической системы Франции. В течение этих двух лет Ширак и Миттеран разработали “кодекс сосуществования”, в соответствии с которым осуществление социально-экономического курса, внутренних реформ в целом входило в компетенцию правительства, в то время как Миттеран сосредоточил свои усилия на деятельности во внешней и военной политике, что на практике доказало возможность такого управления государством, и, более того, значительно увеличило популярность Миттерана[58].

Весной 1988 г., на президентских выборах,  Ф. Миттеран, получив в свои руки второй президентский мандат, распустил Национальное собрание и назначил новые парламентские выборы. В июне 1988 г. французы проголосовали за новый корпус депутатов, большинство которого было избрано из представителей левого лагеря и соответствовало политической ориентации президента.

Второе “сосуществование” имело место с марта 1993 г., когда президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуара Балладюра после парламентских выборов, обеспечивших подавляющее большинство Объединению в поддержку Республики и Союзу за французскую демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и того же большинства, а премьер-министром становится Алэн Жюппе.

Третье “сосуществование” началось с июня 1997 г.: парламентские выборы, последовавшие за роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство представителям левых сил. Президент назначил премьер-министром Лионеля Жоспена, лидера Социалистической партии. Условия третьего сосуществования обратные двум предыдущим, но такой новый характер правления, похоже, более всего устраивает электорат, который стал более колеблющимся. В целом же три периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную политическую стабильность.


Дуализм политической системы.

Как показывает история, дуализм всегда господствовал в общественной жизни страны, и сфера политики была как бы двухполюсной. Консервативный лагерь представляли правые партии, а лагерь социального протеста и перемен – левые. Каждый из блоков также был двухполюсным: правый наследовал орлеанистские и бонапартистские установки, левый – якобинские и радикальные. Сегодня четыре крупнейшие партии Франции: правые – Союз за французскую демократию (СФД) и Объединение в поддержку республики (ОПР) и левые – Французская коммунистическая партия (ФКП) и Французская социалистическая партия (ФСП) – так или иначе воплощают былые традиции, хотя воздействие последних выходит за рамки более жестких партийных структур[59].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.