Рефераты. "Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности

"Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СМЕШАННЫХ РЕСПУБЛИК………….7

§ 1. Понятие смешанной республики. Её отличия от других форм правления………………………………………………………………………….7

§ 2. Виды смешанных республик……………………………………………23

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН “СОСУЩЕСТВОВАНИЯ”  ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РАЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………...32

§ 1. Возникновение и развитие данного феномена………………………...32

§ 2. “Сосуществование” разнопартийных президента и правительства во Франции…………………………………………………………………………..34

§ 3.“Сосуществование” разнопартийных президента и правительства в Украине……………………………………………….…………………………..46   

Заключение……………………………………………………………………...70

Библиография…………………………………………………………………..74

Приложение……………………………………………………………………..79













ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном мире полупрезидентская система получила относительно широкое распространение. Пятая часть государств по формально-конституционным признакам может быть отнесена к этой форме правления. Полупрезидентские системы существуют сегодня в Западной, Центральной и Восточной Европе, Африке, Азии, Ближнем Востоке и Латинской Америке. После распада СССР и социалистической системы перед почти тридцатью странами встал вопрос о выборе формы правления. Большинство из них предпочло не “чистую” президентскую систему, которая превалирует в Северной и Южной Америке, и не “чистую” парламентскую систему, которая распространена в Западной Европе, а так называемую смешанную модель, комбинирующую признаки президентской и парламентской форм правления. Эта модель, соединяющая в себе всенародные выборы президента с парламентской ответственностью правительства, известна в юриспруденции и политологии под названием “полупрезидентская система”.

На протяжении длительного времени ученые и политики рассматривали полупрезиденциализм как неуклюжую попытку соединить несовместимое, противоречивую и конфликтогенную структуру власти, редкий тип правления и плохую альтернативу президентской и парламентской системам. Во многом критическое отношение к полупрезидентской форме было связано с ее названием, которое понималось часто дословно: полупрезиденциализм – половина президентской системы. К тому же, к началу 1990-х гг. эта форма правления имела место в шести странах старой Европы (Австрии, Ирландии, Исландии, Португалии, Финляндии и Франции) и нескольких государствах других регионов мира. В 1990-е гг. усилились голоса тех, кто увидел в полупрезидентской системе положительное и ценное, особенно для молодых демократий. Постсоциалистические страны стали активно экспериментировать, соединяя в своих конституциях элементы, которые прежде казались несовместимыми. Политические “инженеры” и “архитекторы” новых суверенных государств не удовлетворялись простым импортом президентской и парламентской форм, а шли дальше в своем конституционном поиске. В итоге полупрезидентская система получила небывалое прежде распространение в мире: число стран с этой формой правления увеличилось более чем в два раза.

Формы правления более половины государств, возникших после распада СССР, могут быть охарактеризованы как полупрезидентские. В этих странах глава государства (президент) избирается на всеобщих выборах, обладает значительными политическими полномочиями и сосуществует вместе с премьер-министром, ответственным перед парламентом.

В науке конституционного права существует такое понятие, как “сосуществование” президента и правительства разной партийной принадлежности. Ярким примером данного феномена является французская Пятая Республика. Первое “сосуществование” было 1986 году, второе – в 1993, а третье относительно недавно, в 1997 году. Данная тема является также весьма актуальной и в связи с недавними событиями, произошедшими в Украине (премьер-министром был назначен представитель оппозиции, по отношению к политическому курсу  президента).

Степень научной разработанности проблемы. В лицензионной работе используются фактические данные и теоретические обобщения по проблеме “сосуществования” президента и правительства разной партийной принадлежности, содержащиеся в работах видных румынских, украинских, российских и западных ученых по конституционному праву зарубежных стран: Э. А. Арсеньева, М. В. Баглая, В. Богданора, В. Дукулеску, М.  Дюверже, Р. Илджи, Ф. А. Казина, Л. А. Касынюка, В. М. Карельского, Дж. Кэрри, В. Лешака, В. В. Маклакова, Н. И. Матузова, А. Н. Медушевского, А. А. Мишина, Н. Н. Молчанова, В. В. Нерсесянца, В. Д. Перевалова, Дж. Сартори, С. Скеч, Б. А. Страшуна, В. А. Туманова, Н. А. Филипповой, А. Ф. Черданцева, В. Е. Чиркина, М. С. Шугарта, Ю Шан Ву, А. В. Якушева.

Формированию доктрины смешанной формы правления в ее классическом понима­нии способствовали труды Полибия, Цицерона, Октавиана, Макиавелли.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые осуществлено комплексное сравнительно-правовое исследование конституционно-правовых основ разных полупрезидентских республик и феномена “сосуществования” разнопартийных президента и правительства во французской Пятой республике и Украине.

Целью лицензионной работы является: анализ политического развития полупрезидентских республик, характеризующихся “сосуществованием” разнопартийных президента и правительства.

Задачи исследования:

1)                   исследовать существующие формы правления;

2)                   выявить отличительные черты полупрезидентской формы правления;  

3)                   рассмотреть детальную классификацию взаимоотношений президента и правительства в полупрезидентской системе;

4)                   исследовать истоки возникновения и развития феномена “сосуществования” президента и правительства разной партийной принадлежности;

5)              осуществить анализ практики реализации данного феномена в современных демократических государствах и в государствах постсоветского пространства на примере Франции и Украины.

Методы исследования. При написании работы был использован комплекс общенаучных и специальных методов познания общественно-политической и правовой действительности.

В лицензионной работе используются диалектический, формально-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой методы, структурно-функциональный, обобщения практики и наблюдения, а также метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Общенаучные методы используются при рассмотрении и анализе понятий форм правления, понятия смешанной республики, отличий ее от других форм правления. Нормативно-логический и сравнительно-правовой методы применяются в процессе исследования феномена “сосуществования” на примере Франции и Украины.

Применение вышеуказанных методов осуществляется в сочетании с научными достижениями в области теории государства и права, политологии, политистории,  конституционного права Молдовы, конституционного права зарубежных стран, что позволяет рассмотреть предмет исследования целостно и всесторонне.










ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СМЕШАННЫХ РЕСПУБЛИК

§ 1. Понятие смешанной республики. Ее отличия от других форм правления

 

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие.  К числу последних можно отнести при­знаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря,  форму правления[1].

Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соот­ветствующего общества[2].

Форма правления имеет основополагающее значение для изу­чения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или на­родовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов госу­дарственной власти, установленной конституцией соответствующе­го государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появле­нием и укреплением народного представительства, формы правле­ния стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламен­том, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномо­чия, - словом, как устроено разделение властей[3].

Республика (от лат. res publica - общественное дело) эта такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемые, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением[4].

Общими признаками республиканской формы правления являются:

1)                существование единоличного и коллегиального главы государства;

2)                выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.