Рефераты. Правовое регулирование избирательного процесса

н) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением, избирательным блоком одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

Необходимо отметить, что выше приведенный перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума является исчерпывающим.

В случае отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) избирательная комиссия в течение суток с момента принятия такого решения обязана выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения (блока), группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.


6. Предвыборная агитация

Одним из важных, политически значимых эта­пов любой избирательной кампании является предвыборная агитация. Она ведется представителями различных политиче­ских сил среди широких кругов избирателей за участие в вы­борах и голосование за или против тех или иных кандидатов, списков кандидатов на депутатский мандат, выборную долж­ность, выдвинутых в установленном законом порядке и заре­гистрированных избирательными комиссиями.

Предвыборная агитация – наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объеди­нения, избирательные блоки и стоящие за ними политические партии, движения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представи­тельных) органах, выборные должности в исполнительных орга­нах государственной власти и органах местного самоуправле­ния. От умело организованной агитации во многом зависит по­литическое будущее того или иного кандидата, избиратель­ного объединения, блока. Предвыборная агитация способна ока­зывать и оказывает большое влияние на умонастроения изби­рателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса из­бирателей. Поэтому предвыборная агитация – самый чувстви­тельный нерв всей избирательной кампании.

В Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях…» предвыборной агитации посвящена глава 7, которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» определяет предвыборную агитацию как «деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющей целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)».

Еще более широко федеральным законодатель­ством определяется агитация по вопросам референдума, кото­рая включает в себя «деятельность, осуществляемую в период кампании референдума и имеющая цель побудить или побуждать участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос».

Однако столь широкий подход к определению понятия «предвыборная агитация», а равно и понятия «агитация по воп­росам референдума», следует признать неудачным, так как он позволяет квалифицировать как предвыборную агитацию, аги­тацию по вопросам референдума любую деятельность, имею­щую целью побудить или побуждающую граждан к участию в выборах, референдуме, призывы к выполнению ими своего гражданского долга, в том числе и исходящие от избиратель­ных комиссий, или отказаться от голосования на выборах, ре­ферендуме, то есть бойкотировать их.

Между тем подобные действия противоречат демократи­ческим принципам устройства государства, конституционным правам граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референ­думе (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Более того, деятельность граждан, организаций, имеющая целью воспре­пятствовать гражданину свободно осуществлять свои избира­тельные права либо право участвовать в референдуме, при­знается административным правонарушением, а если эти действия соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, уничто­жением имущества или угрозой уничтожения имущества – пре­ступлением (ст. 141 УК Российской Федерации) (Подход А.В. Иванченко).

Имея в виду эти обстоятельства, избирательные комиссии и правоохранительные органы на практике не воспринимают призывы, побуждающие граждан к участию в выборах или отказаться от участия в них, как предвыборную агитацию. Исходя из назначения, смысла и природы инсти­тута предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (спис­ков кандидатов) или против них. Обоснованность такого пони­мания предвыборной агитации, в частности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Правовое регулирование. Институт предвыборной аги­тации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах де­путатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Фе­дерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации – избиратель­ные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов за­конодательных (представительных) органов и глав исполнитель­ных органов государственной власти, о выборах представитель­ных органов и должностных лиц органов местного самоуправ­ления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (гла­вы), регламентирующие порядок и условия ведения предвы­борной агитации.

Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации, например, Оренбургская область, разработали и приняли от­дельные законы о предвыборной агитации. Учитывая значи­тельную специфику и сложность процедур предвыборной аги­тации, особенно проводимую через средства массовой инфор­мации, в пользу принятия отдельных законо­дательных актов выступают некоторые ученые и практики. Тем не менее этот путь едва ли приемлем, так как может привести к неоправданному дроблению единого избирательного законо­дательства. Идею издания отдельных законов о предвыборной агитации, о финансировании избирательных кампаний трудно поддержать и с точки зрения перспектив кодификации избира­тельного законодательства, которая уже стала реальностью на уровне ряда субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что собственно законами правовая основа предвыборной агитации не исчерпывается. В связи с тем, что предвыборная агитация представляет собой весьма сложный институт, требующий более детального правового регулирования, практика пошла по пути издания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов федерации подзаконных нормативных актов — инструкций, устанавливающих порядок и условия ведения предвыборной агитации через различные виды средств массовой информации.

В настоящее время действуют две инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые соответственно в 1995 и 1996 годах, которые регламенти­руют порядок предоставления эфирного времени на каналах Государственных телерадиокомпаний и печатных площадей в периодических печатных изданиях избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Госу­дарственной Думы, а также кандидатам на должность Президента Российской Федерации. (Постановление ЦИК РФ «Положение о группах контроля избирательных комиссий за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 ноября 1995 г.[1], «Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием» от 20 сентября 1995 г.[2])

Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы:

1) общие субъекты – граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе политические партии;

2) специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.

Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.

Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.

В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.  Так, в ходе проведения выборов в городскую Думу г. Саратов органам милиции удалось оперативным путем обнаружить частную квартиру, где «черные технологии» изготовляли свою продукцию – листовки. Было обнаружено 10 тысяч экземпляров листовок с оскорбительным текстом в отношении одного из кандидатов. По заявлению одного из кандидатов в депутаты городской Думы в связи с этим было возбуждено уголовное и передано в прокуратуру.[3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.