Рефераты. Правовое регулирование избирательного процесса

В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в соответствующую строку протокола об итогах голосования (строка 8) и в его увеличенную форму. После проверки неповрежденности печатей (пломб) вскрываются стационарные ящики для голосования.

Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), а также по голосам, поданным против всех кандидатов (списков кандидатов), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

После сортировки бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. Полученные данные заносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования (строка 14 и последующие строки), а также в его увеличенную форму.

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. Количество недействительных бюллетеней заносится в соответствующие строки протокола (строки 11 и 13) и в его увеличенную форму.

Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в соответствующие строки протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней (строка 10), количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования (строка 9).

В протокол об итогах голосования (строка 3) заносится также число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой (строка 4) – в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия, по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опечатываются.

С рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой изби­рательной комиссии с правом решающего голоса.

После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.

Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, представителей кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

По результатам подсчета голосов участковой избирательной комиссией составляется протокол об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола, вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусматривает возможность в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, использования участковыми избирательными комиссиями при голосовании на выборах технических средств подсчета голосов, в том числе сканеров избирательных бюллетеней. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования.

На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования и после предварительной проверки правильности их составления соответствующая вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории, в округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации.

По итогам голосования вышестоящая избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе непосредственно нижестоящих избирательных комиссий на соответствующей территории, в округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, о числе поступивших протоколов непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий.

К протоколам вышестоящих комиссий, которые также составляются в трех экземплярах, приобщаются составляемые в трех экземплярах сводные таблицы об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающие в себя полные данные всех поступивших в соответствующую избирательную комиссию протоколов об итогах голосования.

Определение результатов выборов. Результаты выборов определяет избирательная комиссия, наделенная этим правом федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий. О результатах выборов в трех экземплярах составляется протокол и сводная таблица.

Согласно ст. 70 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

– в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей (в соответствии с ч. 2 ст. 80 Избирательного кодекса Белгородской области нижний «порог» явки избирателей по выборам Губернатора Белгородской области составляет 50 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей);

– в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

– менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

– за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

– все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

– в случае, если при проведении повторного голосования в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимо для избрания число голосов избирателей.

Итоги голосования, результаты выборов признаются соответствующей избирательной комиссией недействительными:

– в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

– в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования по совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума.

– по решению суда.

В случае если выборы признаны несостоявшимися, недействительными назначаются повторные выборы в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

Повторное голосование предполагает в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации проведение второго тура голосования, если по итогам голосования в первом туре не один из кандидатов не получил достаточного для избрания числа голосов избирателей. В этом случае повторное голосование проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов избирателей, при этом избранным во втором туре считается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей. Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона РФ «О выборах президента РФ» повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений (блоков), наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов) голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов), осуществляется соответствующей избирательной комиссией в сроки, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, но не позднее одного месяца со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, включая все данные, содержащиеся в протоколах избирательных комиссий всех уровней, осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, включая все данные, содержащиеся в протоколах избирательных комиссий всех уровней, осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


9. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21 с последующими изменениями и дополнениями.

10. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 24 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 27 с последующими изменениями и дополнениями.

11. Федеральный закон РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995.    № 35 с последующими изменениями и дополнениями.

12. Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7 с последующими изменениями и дополнениями.

13. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995.  № 49.

36. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности  субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10.

37. Треушников М.К. Судебная защита избирательного права // Журнал российского права. 2000. № 3.



[1] Российская газета. – 1995. - № 232.

[2] Российская газета. – 1995. - № 188.

[3] Михайлов С. «Черный пиар» в розыске // Российская газета. 2003. 21 мая.

[4] ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 июля.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.