Рефераты. Правовое регулирование избирательного процесса

Основанием назначения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Так, согласно п. 4 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Дополнительные выборы, если это предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут не назначаться, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Такие нормы предусмотрены Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», рядом региональных законов.

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (все кандидаты по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

4) в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица).

Субъектами такого права в Российской Федерации являются:

1) Президент Российской Федерации – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента Российской Федерации;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации – назначают выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а в большинстве субъектов Российской Федерации также собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) – назначают выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы местного самоуправления, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы местного самоуправления – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы;

8) суды.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий выборного органа (должностного лица), а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся на основании решения соответствующей уровню выборов избирательной комиссии.

В случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).

 Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (ст. 9) закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами.

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

В случае, когда решение о проведении выборов принимает избирательная комиссия, это решение должно быть опубликовано не позднее, чем через 7 дней со дня истечения пятидневного срока опубликования решения о назначении выборов, которое не было принято уполномоченным на то органом (должностным лицом). Пятидневный срок в данном случае отсчитывается с последнего дня срока, в течение которого уполномоченный орган (должностное лицо) должен был издать акт о назначении выборов.

Досрочные выборы в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица. Сроки опубликования решения о назначении выборов аналогичны срокам опубликования решения о назначении очередных выборов.

Срок проведения выборов (голосования). От срока назначения выборов следует отличать срок проведения выборов (голосования), т.е. определение даты голосования на выборах – основное содержание акта о назначении выборов.

Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве сложились различные варианты закрепления требований к определению даты голосования на очередных выборах:

1) ч. 5 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области устанавливает, что днем голосования на выборах депутатов Белгородской областной Думы нового созыва является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана областная Дума. При такой законодательной регламентации дата голосования всегда известна заранее, однако, акт о назначении выборов все равно издается, так как он, как было показано выше, имеет значение не только для установления даты голосования;

2) установление даты голосования относительно даты голосования на предыдущих выборах данного органа (должностного лица). Так, Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Что касается повторных выборов, то Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, которые предусмотрены законом. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее, чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.


3       Образование избирательных округов, избирательных

участков


Избирательный округ – это территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица) (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Закон закрепляет пять признаков избирательного округа:

1) территориальный принцип образования. Он означает, что избирательным округом может быть только территория и никакие другие единицы;

2) выборные лица в избирательном округе избираются гражданами. Это означает, что недопустимо образование избирательных округов из ненаселенных территорий. Избирательным округом является только территория, на которой проживают граждане Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.