Отказ телерадиокомпании, редакции периодического печатного издания в предоставлении предусмотренного законом бесплатного эфирного времени, печатной площади, а также нарушение ими принципа равных условий использования средств массовой информации всеми участниками агитационной деятельности могут быть обжалованы ими в соответствующую избирательную комиссию либо в суд.
Расходы телерадиокомпаний, редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени, печатной площади, покрываются за счет их текущего финансирования.
Государственные, муниципальные и приравненные к ним телерадиокомпании и периодические печатные издания обязаны резервировать эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации на платной основе.
Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, размера печатной площади. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени, размера печатной площади эфирное время, печатную площадь в пределах доли, полученной делением этого объема (размера) на общее число кандидатов, региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, избирательных блоков. Конкретная дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала определяется жеребьевкой, проводимой телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании заявок на участие в жеребьевке. После жеребьевки заключается договор между телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания, с одной стороны, и кандидатом, иным субъектом агитационной деятельности – с другой. Оплата эфирного времени должна осуществляться на равных условиях исключительно из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
Как отмечалось выше, предвыборная агитация на каналах негосударственных телерадиокомпаний, страницах периодических печатных изданий может вестись исключительно на договорной основе. Она может начинаться непосредственно после регистрации и продолжаться в рамках общих сроков предвыборной агитации. Для проведения агитации через негосударственные средства массовой информации процедура жеребьевки не требуется и все вопросы регулируются договором, заключаемым между руководителем телерадиокомпании или редактором периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшим список кандидатов.
В договорах подобного рода должны быть указаны: вид предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер печатной площади, порядок его оплаты, права и обязанности журналиста (ведущего), если его участие предусмотрено договором, обязательства сторон неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства. Платное эфирное время, печатная площадь во всех видах средств массовой информации предоставляется на условиях предоплаты.
Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами, избирательными объединениями, блоками.
Сохраняется возможность расторжения договора в установленном порядке в случае нарушения сторонами закона и взятых по договору обязательств. В этом случае высвободившееся эфирное время, печатная площадь используется телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания по своему усмотрению.
Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, не могут прерываться рекламой товаров, работ и услуг. Трансляция теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, по каналам региональных телерадиокомпаний запрещается, если они совпадают по времени с трансляцией агитационных программ общероссийскими телерадиокомпаниями.
Видео- и аудиокассеты, содержащие материалы предвыборной агитации, хранятся соответствующей телерадиокомпанией в течение года со дня выхода указанных материалов в эфир. В случае необходимости они могут быть истребованы соответствующей избирательной комиссией.
Значительная часть предвыборной агитации осуществляется в форме проведения публичных массовых мероприятий. Закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей, инициативным группам по проведению референдума в организации массовых мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Они же обязаны обеспечивать безопасность при проведении массовых предвыборных мероприятий.
Для проведения предвыборных мероприятий на безвозмездной основе предоставляются пригодные для этих целей помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Заявления о выделении помещений рассматриваются государственными и муниципальными органами не позднее трех дней со дня их подачи. Избирательные комиссии играют посредническую роль между кандидатами, избирательными объединениями, блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями и собственниками (владельцами) помещений. В частности, помещения для проведения агитационных мероприятий предоставляются по заявке избирательных комиссий, комиссий референдума на срок, установленный этими комиссиями. Они также следят за соблюдением нормы законодательства о выборах, в соответствии с которой, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, избирательных объединений, блоков, собственник (владелец) помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Всем претендентам избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности. На практике избирательными комиссиями по согласованию с собственниками помещений и авторами заявок составляются графики использования наиболее популярных зданий, помещений для предвыборных агитационных мероприятий, проводимых различными кандидатами, избирательными объединениями, блоками и их представителями.
При этом запрещается предоставлять для массовых предвыборных мероприятий здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, организаций и учреждений не допускается.
Следует отметить, что кандидаты, другие субъекты агитационной деятельности, их представители вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности для проведения массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных условиях исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, блоков.
Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наиболее распространенной формой предвыборной агитации является подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов. Правом выпуска таких материалов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, а при проведении референдума – инициативные группы по проведению референдума и общественные объединения. Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением избирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов), для проверки правильности оформления выходных данных документа.
Новым законодательством расширены требования к выходным данным агитационных печатных материалов. Теперь они должны содержать не только сведения об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, но и наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
К сожалению, практика избирательных кампаний изобилует примерами выпуска агитационных печатных материалов ненадлежащими лицами и организациями, без выходных данных (анонимных) либо с неполными выходными данными. Устранению этих распространенных нарушений законодательства способствовало бы введение разрешительного порядка выпуска указанных материалов после предварительной проверки их образцов (сигнальных экземпляров) соответствующей избирательной комиссией на предмет законности выпускающего и правильности оформления выходных данных агитационного документа. Как показывает практика, без таких жестких мер избавиться от распространения незаконных печатных агитационных материалов практически невозможно.
Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в установленный избирательным законом срок (за 20–30 дней до дня голосования) обязаны на территории каждого избирательного участка оборудовать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и читать материалы. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам, избирательным объединениям, блокам равной площади для размещения таких материалов.
Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования запрещается.
Предоставляя широкие права и большие возможности для проведения предвыборной агитации, избирательное законодательство предусматривает меры против злоупотреблений правом на проведение агитации. Так, запрещены агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13