Рефераты. Правовое регулирование избирательного процесса

Отказ телерадиокомпании, редакции периодического пе­чатного издания в предоставлении предусмотренного законом бесплатного эфирного времени, печатной площади, а также нарушение ими принципа равных условий использования средств массовой информации всеми участниками агитационной деятельности могут быть об­жалованы ими в соответствующую избирательную комиссию либо в суд.

Расходы телерадиокомпаний, редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени, печатной площади, покрываются за счет их текущего финансирования.

Государственные, муниципальные и приравненные к ним телерадиокомпании и периодические печатные издания обяза­ны резервировать эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации на платной основе.

Общий объем резервируемого эфирного времени не мо­жет быть меньше общего объема бесплатного эфирного вре­мени, размера печатной площади. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в кото­рый начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат, региональ­ная группа кандидатов, избирательное объединение, избира­тельный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного време­ни, размера печатной площади эфирное время, печатную пло­щадь в пределах доли, полученной делением этого объема (раз­мера) на общее число кандидатов, региональных групп канди­датов либо избирательных объединений, избирательных бло­ков. Конкретная дата и время выхода в эфир, дата опубликова­ния агитационного материала определяется жеребьевкой, про­водимой телерадиокомпанией, редакцией периодического пе­чатного издания с участием заинтересованных лиц на основа­нии заявок на участие в жеребьевке. После жеребьевки заклю­чается договор между телерадиокомпанией, редакцией перио­дического печатного издания, с одной стороны, и кандидатом, иным субъектом агитационной деятельности – с другой. Опла­та эфирного времени должна осуществляться на равных усло­виях исключительно из средств избирательного фонда канди­дата, избирательного объединения, избирательного блока.

Как отмечалось выше, предвыборная агитация на каналах негосударственных телерадиокомпаний, страницах периодиче­ских печатных изданий может вестись исключительно на дого­ворной основе. Она может начинаться непосредственно после регистрации и продолжаться в рамках общих сроков предвы­борной агитации. Для проведения агитации через негосудар­ственные средства массовой информации процедура жеребьевки не требуется и все воп­росы регулируются договором, заключаемым между руководи­телем телерадиокомпании или редактором периодического пе­чатного издания и зарегистрированным кандидатом, избира­тельным объединением, избирательным блоком, зарегистри­ровавшим список кандидатов.

В договорах подобного рода должны быть указаны: вид предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала, продолжитель­ность предоставляемого эфирного времени, размер печатной площади, порядок его оплаты, права и обязанности журнали­ста (ведущего), если его участие предусмотрено договором, обязательства сторон неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства. Платное эфирное время, печатная площадь во всех видах средств массовой информации предоставляется на усло­виях предоплаты.

Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в ка­кой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстраци­ями, не согласованными с кандидатами, избирательными объе­динениями, блоками.

Сохраняется возможность расторжения договора в уста­новленном порядке в случае нарушения сторонами закона и взятых по договору обязательств. В этом случае высвободив­шееся эфирное время, печатная площадь используется теле­радиокомпанией, редакцией периодического печатного изда­ния по своему усмотрению.

Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агита­цию, не могут прерываться рекламой товаров, работ и услуг. Трансляция теле- и радиопрограмм, содержащих предвыбор­ную агитацию, по каналам региональных телерадиокомпаний запрещается, если они совпадают по времени с трансляцией агитационных программ общероссийскими телерадиокомпа­ниями.

Видео- и аудиокассеты, содержащие материалы предвы­борной агитации, хранятся соответствующей телерадиокомпа­нией в течение года со дня выхода указанных материалов в эфир. В случае необходимости они могут быть истребованы со­ответствующей избирательной комиссией.

Значительная часть предвыборной агитации осуществля­ется в форме проведения публичных массовых мероприятий. Закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей, инициативным группам по про­ведению референдума в организации массовых мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискус­сий, митингов, демонстраций и шествий. Они же обязаны обес­печивать безопасность при проведении массовых предвыбор­ных мероприятий.

Для проведения предвыборных мероприятий на безвозмезд­ной основе предоставляются пригодные для этих целей поме­щения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Заявления о выделении помещений рассматри­ваются государственными и муниципальными органами не по­зднее трех дней со дня их подачи. Избирательные комиссии играют посредническую роль между кандидатами, избиратель­ными объединениями, блоками, их доверенными лицами и упол­номоченными представителями и собственниками (владельца­ми) помещений. В частности, помещения для проведения аги­тационных мероприятий предоставляются по заявке избира­тельных комиссий, комиссий референдума на срок, установ­ленный этими комиссиями. Они также следят за соблюдением нормы законодательства о выборах, в соответствии с которой, если указанное помещение было предоставлено для проведе­ния массовых мероприятий одному из кандидатов, избиратель­ных объединений, блоков, собственник (владелец) помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объе­динению, избирательному блоку. Всем претендентам избира­тельные комиссии обязаны обеспечить равные возможности. На практике избирательными комиссиями по согласованию с собственниками помещений и авторами заявок составляются графики использования наиболее популярных зданий, поме­щений для предвыборных агитационных мероприятий, прово­димых различными кандидатами, избирательными объедине­ниями, блоками и их представителями.

При этом запрещается предоставлять для массовых пред­выборных мероприятий здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного на­следия народов Российской Федерации. Предвыборная агита­ция в расположении воинских частей, организаций и учрежде­ний не допускается.

Следует отметить, что кандидаты, другие субъекты аги­тационной деятельности, их представители вправе на договор­ной основе арендовать здания и помещения любой формы соб­ственности для проведения массовых агитационных мероприя­тий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных усло­виях исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, блоков.

Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее распространенной формой предвыборной агита­ции является подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов. Правом выпуска таких материа­лов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, а при проведении референдума – ини­циативные группы по проведению референдума и обществен­ные объединения. Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) являет­ся грубым нарушением избирательного законодательства. Эк­земпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегист­рировавшую кандидата (список кандидатов), для проверки пра­вильности оформления выходных данных документа.

Новым законодательством расширены требования к выход­ным данным агитационных печатных материалов. Теперь они должны содержать не только сведения об организациях и ли­цах, ответственных за их выпуск, но и наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест житель­ства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей из­готовление данных печатных материалов, а также информа­цию об их тираже и дате их выпуска. Распространение агита­ционных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

К сожалению, практика избирательных кампаний изоби­лует примерами выпуска агитационных печатных материалов ненадлежащими лицами и организациями, без выходных дан­ных (анонимных) либо с неполными выходными данными. Уст­ранению этих распространенных нарушений законодательства способствовало бы введение разрешительного порядка выпус­ка указанных материалов после предварительной проверки их образцов (сигнальных экземпляров) соответствующей избира­тельной комиссией на предмет законности выпускающего и правильности оформления выходных данных агитационного документа. Как показывает практика, без таких жестких мер избавиться от распространения незаконных печатных агитаци­онных материалов практически невозможно.

Органы местного самоуправления по предложению изби­рательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в установленный избирательным законом срок (за 20–30 дней до дня голосования) обязаны на территории каждого избира­тельного участка оборудовать места для размещения агитаци­онных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и читать материа­лы. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам, избирательным объединениям, блокам равной площади для раз­мещения таких материалов.

Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зда­ниях, сооружениях и иных объектах только с согласия соб­ственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а так­же в помещениях избирательных комиссий, комиссий рефе­рендума, у входа в них и в помещениях для голосования запре­щается.

Предоставляя широкие права и большие возможности для проведения предвыборной агитации, избирательное законода­тельство предусматривает меры против злоупотреблений пра­вом на проведение агитации. Так, запрещены агитация, воз­буждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному измене­нию конституционного строя и нарушению целостности госу­дарства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.