При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума в любых формах. Исключение составляют вознаграждение за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, проведение агитационной работы, дежурство в необходимых местах), бесплатное распространение или льготная распродажа печатных изданий, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании и оплаченных из избирательного фонда. Допускается также добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, блоки, их доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат (список кандидатов).
Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации не вправе допускать публикации, передачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если они не могут предоставить возможность опубликовать, передать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судебную ответственность этих средств массовой информации и их должностных лиц.
Кроме того, в случае злоупотребления кандидатом, избирательным объединением, блоком свободой массовой информации, выразившейся в пропаганде идей и призывов, запрещенных законом, избирательная комиссия, другие органы и граждане вправе обратиться в суд с представлением (заявлением) об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). А в случае нарушения им правил проведения предвыборной агитации, установленных избирательным законодательством, избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности либо отменить свое решение о регистрации кандидата, списка кандидатов.
7. Порядок проведения голосования и определения результатов
выборов
Голосование, подсчет голосов избирателей, определение результатов выборов и их опубликование являются завершающей стадией избирательного процесса.
Избирательное законодательство достаточно детально регламентирует избирательные процедуры, совершаемые в рамках данной стадии. Так, гл. 9 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» посвящена регулированию вышеперечисленных вопросов. Кроме того, стадия голосования, подсчета голосов, определения результатов выборов и их опубликования подробно регламентирована федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации применительно к каждому виду выборов, проводимых в Российской Федерации.
Голосование – это волеизъявление избирателя, которое осуществляется путем подачи избирателем своего голоса за того или иного кандидата (списка кандидатов).
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом, при этом продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Согласно ст. 74 Избирательного кодекса Белгородской области голосование по выборам, референдумам, отзыву проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов. Голосование проводится в специальных помещениях, которые безвозмездно предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей на позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
Помещение для голосования. Требования, предъявляемые к помещению для голосования, содержатся в ст. 61 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» К таким требованиям относится: оборудование участковой избирательной комиссией в помещении для голосования стенда с информационными материалами о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях (блоках), причем в этих материалах не должны содержаться агитационные призывы; размещение на стенде образцов заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений (блоков), участвующих в данных выборах; наличие увеличенной формы протокола об итогах голосования, предназначенной для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.
Во время голосования на органы внутренних дел возлагаются задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, охране помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, сопровождению и охране транспортных средств, перевозящих избирательные документы. Важным направлением деятельности является обеспечение личной безопасности кандидатов в органы государственной власти или местного самоуправления и членов избирательных комиссий.
Избирательные бюллетени. Требования, предъявляемые к избирательным бюллетеням, содержатся в ст. 63 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…». Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число изготовленных избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей.
Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к их изготовлению, утверждаются соответствующими избирательными комиссиями. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
В случае проведения голосования за кандидатов по мажоритарной избирательной системе избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке, не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем, указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. Если данный кандидат баллотируется также и в составе списка кандидатов, то информация об этом помещается в бюллетене.
В случае проведения голосования за списки кандидатов (пропорциональная избирательная система) в избирательном бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования избирательных объединений (блоков), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, также фамилии, имена, отчества кандидатов из списка и символ (символы) избирательных объединений (блоков). В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) ст. (статей) УК Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения (блока) помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») с расположенным справа от нее пустым квадратом. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации, а в необходимых случаях на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
В случае выбытия некоторых кандидатов (списков кандидатов) после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата (список кандидатов), вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах (списках кандидатов).
Порядок голосования. В день голосования, в час, определенный законом о выборах как время начала голосования, председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам избирательной комиссии, наблюдателям, доверенным лицам кандидатов, уполномоченным представителям избирательных объединений (блоков), представителям средств массовой информации, присутствующим избирателям пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии. Если соответствующий закон о выборах предусматривает возможность досрочного голосования, председатель сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно, затем вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования.
После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13