Рефераты. Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством

3. С финансовыми, налоговыми, судебными, природоохранными и административными органами на местах по вопросам сохранности и гармоничного развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, по определению и установлению экономически обоснованных расходов предприятий на содержание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, их воспроизводство и расширение, по определению величины налога на землю и штрафных санкций за сверхнормативные сбросы вредных веществ в бытовые отходы и загрязнение окружающей среды, по порядку приобретения лицензий на право пользования недрами (водой, землей и др.), по судебному исполнению решений о работе с неплательщиками услуг ЖКХ.

Одним из важнейших вопросов при формировании нового механизма взаимоотношений между местными органами исполнительной власти и предприятиями ЖКХ являются регламентация функций "Службы заказчика".

Структура "Службы заказчика", как правило, должна включать в себя следующие подразделения: службу субсидий и льгот; финансовую; договорно-правовую; лицензионную; диспетчерскую; техническую службы и жилищно-коммунальную инспекцию. При создании "Службы заказчика" следует уделить особое внимание вопросу о ее численности. Критерием здесь служат расходы потребителей на единицу услуг определенного качества.

Необходимо предусмотреть контроль со стороны потребителей (населения) и независимых общественных организаций (объединений) (общества по защите прав потребителей, независимые общественные фонды и профсоюзы и т.д.) за деятельностью "Службы заказчика".

При финансировании "Службы заказчика", требуется сохранить ее независимость от "Подрядчиков". Средства на содержание аппарата "Службы заказчика" должны выделяться из местного бюджета, так как Комитет жилищно-коммунального хозяйства - структурное подразделение местной администрации. При соблюдении такого порядка финансовых взаимоотношений договора на содержание (ремонт) жилья и объектов коммунальной инфраструктуры, а также оказание потребителям услуг, приобретают экономический смысл (взаимоотношения между собственником основных фондов ЖКХ и организаторами работ по их обслуживанию, текущему содержанию и ремонту).

Практически во всех регионах России намечены только первые шаги к формированию договорных взаимоотношений местных органов исполнительной власти с предприятиями (организациями) ЖКХ и населением через "Службу заказчика".

При существующей системе взаимоотношений местных органов исполнительной власти с предприятиями (организациями) ЖКХ и потребителями в сфере жилищно-коммунального обслуживания имущественные и договорные отношения регулируются договорами на передачу имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Со стороны местных органов власти потребителям (населению) гарантируется:

1. Минимум социальной защиты. В силу организационных причин учет всех доходов потребителей (каждой конкретной семьи) существенно затруднен, а компенсации предоставляются только наиболее остронуждающимся.

2. Контроль уровня тарифов и качества предоставляемых услуг.

До сих пор отсутствует четкий механизм покрытия убытков от эксплуатационной деятельности в жилищно-коммунальной сфере, бюджетные дотации практически бесконтрольно перераспределяются через жилищные организации предприятиям других подотраслей ЖКХ (водопроводно-канализационным, теплоэнергетическим и т.д.), то есть по существу оплачиваются предъявляемые ими расходы. Механизм регулярной проверки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых предприятиям ЖКХ, исследован в п.п.2.3. и 3.2. С ним связана выработка критериев принятия обоснованных решений по ценам и тарифам на услуги монопольных структур ЖКХ.

Однако более разумным, на мой взгляд, было бы предоставление дотаций по оплате услуг ЖКХ собственникам (ЖСК, Домовые управления ведомственного жилищного фонда) и вновь создаваемым товариществам собственников жилья (кондоминимумам).

При появлении "Службы заказчика" и разделении основных фондов на две части (формирующие инженерную инфраструктуру и обеспечивающие ее обслуживание) имущественные отношения местных органов исполнительной власти с предприятиями ЖКХ существенно изменятся. Однако для монопольных структур ЖКХ: коммунальной энергетики, водопроводно-канализационного хозяйства, муниципального электротранспорта потребуется разрешить вопрос - какое имущество (основные фонды) отнести к формирующим инженерную инфраструктуру, а какое к вспомогательному обслуживанию.

При передаче муниципального имущества хозяйствующим субъектам в сфере ЖКХ следует учитывать все возможные формы его передачи (хозяйственное ведение, оперативное управление, траст, аренда, акционирование предприятий ЖКХ).

Может быть использован следующий вариант: КУГИ передает предприятиям ЖКХ обе группы основных фондов, но на разных условиях, например, первую группу основных фондов в хозяйственное ведение без права приватизации, а вторую - с правом приватизации. "Служба заказчика" будет, в этом случае, осуществлять контроль за использованием основных фондов первой группы предприятиями ЖКХ в соответствии с заключенным соглашением (договором).

Представляется целесообразным передавать предприятиям ЖКХ основные фонды первой группы по возможности на конкурсной основе на праве хозяйственного ведения или аренды. Это будет способствовать формированию конкурентной среды по отношению к этим основным фондам. Это требует нормативно-законодательного регулирования.

Договора  на предоставление жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ) должны заключаться "Службой заказчика" с предприятиями всех подотраслей ЖКХ и, по возможности, на конкурсной основе . Местные органы исполнительной власти должны обеспечить социальные гарантии прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (устанавливать стандарты качества услуг и обслуживания, контролировать их исполнение, режим работы коммунальных предприятий, состояние, использование и воспроизводство основных фондов, предоставлять дотации для обслуживания льготных категорий граждан и малоимущим и т.п.).

С введением договорных отношений в ЖКХ контрольная деятельность местных органов исполнительной власти станет более всеохватывающей. Основные вопросы (стандарты качества, экологичности, объемы услуг, сроки выполнения работ, ставки и тарифы по оплате услуг ЖКХ, состояние и воспроизводство муниципального имущества) будут отражены в соответствующих договорах с производителями и потребителями услуг. Важную роль в соблюдении условий договоров будут играть независимые общественные организации по защите прав потребителей, контролирующие как производителей услуг ЖКХ, так и "Службу заказчика".

Общественные организации могут представлять интересы потребителей (населения) в различных административных инстанциях (суде и др.).

Учитывая, что переход к оплате населением жилья и коммунальных услуг в соответствии с реальными затратами предприятий-производителей в настоящее время практически невозможен, средства (дотации) на покрытие убытков от эксплуатационной деятельности должны учитываться в хозяйственно-договорных отношениях между местными органами исполнительной власти (в лице "Службы заказчика"), предприятиями (организациями) ЖКХ и населением .

Рост ставок и тарифов по оплате услуг ЖКХ повлечет за собой дополнительные меры социальной защиты населения и прежде всего семей с низкими доходами .

Важной проблемой продолжает оставаться дотационная поддержка предприятий ЖКХ, осуществляющих свою деятельность в сфере бесплатного предоставления услуг (уличное освещение, дорожно-мостовое хозяйство, санитарная очистка, садово-парковое хозяйство и др.) . Необходим поиск источников стабильного финансирования деятельности указанных жилищно-коммунальных служб, например, в виде целевых сборов с коммерческих структур на уличное освещение, приведение территории в порядок, привлекать к этой деятельности представителей крупного бизнеса .

Реализация программ по содержанию и благоустройству крупных городов в развитых странах осуществляется при непосредственном участии представителей крупного бизнеса, которые добровольно отчисляют свои средства на эти цели .

Выделение средств на строительство муниципального жилья для "очередников" и малоимущих, развитие объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства будет иметь место и в дальнейшем. Развитие и текущее содержание жилищной сферы и подведомственных территорий является повседневной заботой муниципальных властей.

В условиях нестабильной экономики и монополизма государственной (муниципальной) собственности в ведущих отраслях ЖКХ, сопровождающихся необоснованным перекладыванием на плечи потребителей (населения) оплаты жилищно-коммунальных услуг, государственное и муниципальное регулирование должно претерпеть существенные изменения. От непосредственного вмешательства в режим деятельности предприятий необходимо перейти к созданию условий для эффективного взаимодействия местных органов исполнительной власти, исполнителей услуг ("Подрядчиков" различных организационно-правовых форм собственности) и потребителей услуг (населения).




Заключение


По итогам проделанной работы необходимо отметить следующее:

1. Реформа ЖКХ рассматривается как самостоятельно организуемое преобразование в сфере ЖКХ, тогда как она должна выступать как составной элемент общей системы социально-экономического реформирования.

2. Реформа по существу сохраняла затратный механизм, перенося при этом "центр тяжести" по оплате услуг ЖКХ с государства на население.

3. Концепция реформы не рассматривала научно-технический и социально-экономический прогресс как основу повышения эффективности ЖКХ и снижения тарифов за счет внедрения высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий.

4. Внедрение рыночных элементов в систему ЖКХ не связывалось должным образом с повышением эффективности и качества оказываемых услуг.

5. Отдельные элементы Концепции противоречат ГК РФ.

6. Реформа ЖКХ преимущественно рассматривалась с позиций рыночной экономики без должного учета функций социальной защиты населения. Реформа не рассматривалась как элемент развития социальной инфраструктуры и механизма социальной защиты населения.

В то же время необходимость коренных преобразований в сфере ЖКХ обусловлена, следующими основными причинами:

• необходимостью значительного улучшения качества жизни населения, его обеспечения жилищно-коммунальными услугами общественно-нормального уровня;

• необходимостью обеспечить устойчивое функционирование всех структур ЖКХ;

• потребностями адресной социальной защиты

малообеспеченных слоев населения.

Дальнейшее проведение реформы должно исходить из следующих принципов:

1. Реформу ЖКХ следует рассматривать как одно из важнейших направлений социально-экономического развития российского общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.