Рефераты. Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством

Необходим дифференцированный подход при определении правовой базы использования различных групп основных фондов ЖКХ, а также обеспечение контроля за состоянием и использованием основных фондов. В условиях переходного периода целесообразно приватизировать только основные фонды второй группы, а объекты инженерной инфраструктуры должны оставаться в собственности Заказчика на услуги ЖКХ (муниципалитета).

В соответствии с "Примерным Положением о Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам" предложена следующая схема взаимоотношений между собственниками основных фондов (муниципалитетами) и хозяйствующими субъектами.

Территориальные комитеты по управлению имуществом передают в хозяйственное ведение:

• "Службе заказчика" объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в собственности местных органов управления;

• предприятиям ЖКХ в полное хозяйственное ведение движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства), используемое для обслуживания объектов инженерной инфраструктуры;

• передача основных фондов оформляется Постановлением соответствующего органа исполнительной власти. При этом во втором случае передача оформляется еще и договором (между собственником - территориальным комитетом по управлению имуществом и предприятием) "Служба заказчика", в хозяйственном ведении которой находятся объекты инженерной инфраструктуры, заключает с предприятиями ЖКХ, эксплуатирующими эти объекты, договора о передаче предприятию муниципального имущества (объектов инженерной инфраструктуры) на обслуживание; а также на ремонт и содержание этих объектов.

Таким образом, имущество предприятия разбивается на две группы, подлежащие различному учету:

1. Имущество, переданное предприятию в хозяйственное ведение (производственные базы, ремонтные мастерские, машины, вспомогательные механизмы и т.д.)

2. Имущество, переданное предприятию на обслуживание (объекты инженерной инфраструктуры).

Отметим что некоторые пункты "Примерного Положения о Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам" вызывают сомнение и требуют внесения ряда замечаний.

1. В соответствии с ГК РФ передача имущества (собственности) в хозяйственное ведение предполагает его производительное использование субъектом хозяйствования. Возникает вопрос о правомерности передачи "Службе заказчика" имущества в хозяйственное ведение, так как эта Служба не является хозяйствующим субъектом, она создается как структурное подразделение местной администрации, и поэтому не может производительно использовать указанное имущество.

2. В законодательстве РФ отсутствует такое экономическое понятие и правовая норма как "передача на обслуживание". Государственное

(муниципальное) имущество может быть передано собственником имущества государственному (муниципальному) предприятию в оперативное управление, хозяйственное ведение, траст и аренду, оно может полностью или частично отчуждаться акционерному обществу, но не передаваться на обслуживание.

3. Деление муниципального имущества на две группы (объекты инженерной инфраструктуры и основные фонды собственно предприятий) на практике может вызвать серьезные трудности (например, на предприятиях, эксплуатирующих головные сооружения водопровода и канализации).

4. Имущественные отношения государственного (муниципального) предприятия с собственником (государством) связаны с использованием, воспроизводством и возвратом государственной (муниципальной) собственности. Естественно, что при различных формах передачи имущества (оперативное управление, полное хозяйственное ведение, аренда и т.д.), характер этих отношений будет различным. Речь идет о характере распределения результатов труда, доходов (прибылей), амортизационных отчислений и т.п.

Не ясно, как при раздельном учете имущества (объектов инженерной инфраструктуры и основных фондов собственно предприятий), но при использовании его в едином технологическом процессе, будет осуществляться: раздельный учет производства, раздельное использование доходов (прибылей), как будут рассчитываться амортизационные отчисления на объекты инженерной инфраструктуры (на предприятиях по эксплуатации инженерных сетей они составляют от 70% по водопроводным сетям до 92% по сетевым сооружениям канализации в общей сумме эксплуатационных расходов).

Анализ показывает, что переход на договорные отношения между местными органами исполнительной власти и предприятиями ЖКХ возможен, однако механизм их реализации еще недостаточно проработан. Последовательное формирование нормативно-правовой базы взаимоотношений между местными органами исполнительной власти и предприятиями (организациями) жилищно-коммунальной сферы, призвано обеспечить согласование документов, утвержденных различными законодательными и правовыми организациями.[29]

Договор представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий взаимные обязанности сторон. В системе ЖКХ следует выделить следующие договорные обязательства участников:

• предприятие-подрядчик гарантирует уровень качества, надежности и экологической безопасности услуг (обслуживания), соответствующий объективным возможностям, созданным собственником, а также составу и состоянию основных фондов, при плановом объеме потребления услуг;

• местные органы исполнительной власти (собственники) гарантируют оплату услуг в соответствии с реально достигнутым качеством обслуживания, контролируют выполнение договорных обязательств и определяют размер экономических санкций при нарушении показателей качества услуг и обслуживания.

Таким образом, договор представляет собой нормативно-правовую и экономическую основу взаимоотношений местных органов исполнительной власти ("Заказчика") с предприятиями (организациями) ЖКХ ("Подрядчиками"), позволяющий увязать интересы потребителей услуг и предприятий ЖКХ.

Договор предусматривает размер оплаты за физическую величину производимой услуги (1 кв. м. обслуживаемой жилой площади; 1 куб. м. воды; 1 Гкал. тепла и т.д.), исходя из экономически обоснованных затрат предприятия на ее производство.

При этом местным органам исполнительной власти целесообразно утверждать два тарифа на оплату услуг ЖКХ:

• экономически обоснованный тариф, покрывающий обоснованные затраты предприятий-производителей, исходя из нормативного уровня потребления услуг. Эти тарифы служат основой расчетов по договорам подряда);

• тариф, предназначенный для оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, при этом сверхнормативное потребление должно возмещать 100% затрат на их производство и реализацию.

В договорах необходимо предусмотреть оплату услуг за весь технологический цикл - от производства фактической единицы услуги (1 куб. м. воды; 1 Гкал, тепла и др.) до ее реализации непосредственно потребителю, независимо от формы организации работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Все виды работ по производству и реализации услуг не могут выполняться одним предприятием, отдельные виды работ могут поручаться другим предприятиям или частным фирмам, как субподрядчикам. Оплата услуг включает в себя все технологические звенья до конечного результата.

Услуга является товаром, имеющим определенные потребительские свойства. Ответственность перед "Заказчиком" за производство и реализацию этого товара потребителю несет предприятие ЖКХ, заключившее генеральный договор на обслуживание (оказание услуг). Оно, в свою очередь, может поручить выполнение отдельных видов работ другим предприятиям. Оплата за весь технологический цикл обслуживания (услуг) усиливает заинтересованность предприятий в предоставлении населению услуг должного качества.

Согласование между "Заказчиком" и "Исполнителем" показателей качества, надежности и экологической безопасности услуг является важным аспектом заключения договора на жилищно-коммунальное обслуживание. В договоре должен быть предусмотрен тот уровень качества, который может гарантировать предприятие при имеющемся составе основных фондов и который обеспечен соответствующим финансированием, исходя из средств, выделяемых "Заказчиком". Показатели надежности функционирования систем жизнеобеспечения должны реально оценивать возможности предприятия ЖКХ, исходя из уровня износа его основных фондов.

Потребительские свойства услуги в значительной степени зависят от финансирования текущей эксплуатации ЖКХ. При заключении договора местные органы исполнительной власти должны согласовать с предприятиями ЖКХ показатели качества и надежности обслуживания и установить соответствующий этим показателям экономически обоснованный тариф. При этом учитывается предусмотренный бюджетом объем. Если величина этих средств недостаточна, то условиями договора необходимо предусмотреть тот уровень качества обслуживания, который обеспечен финансированием.

Механизм договорных отношений местных органов исполнительной власти и предприятий ЖКХ требует соответствующей системы контроля и экономической оценки качества обслуживания потребителей. Это должно найти отражение в договорах на обслуживание через систему оплаты услуг в соответствии с реально достигнутыми показателями их качества. При нарушении качества обслуживания хотя бы по одному из показателей, зафиксированных в договоре, к предприятию применяются штрафные санкции. Их величина должна быть обусловлена величиной отклонения фактически достигнутого показателя от показателя, зафиксированного в договоре.

Если "Исполнитель" не выполняет свои обязательства по нескольким показателям, то штрафные санкции применяются за нарушение каждого из них.

Договора на жилищно-коммунальное обслуживание, на изложенных выше условиях, должны заключаться также между местными органами исполнительной власти и приватизированными предприятиями ЖКХ. Приватизация жилищно-коммунальных предприятий не должна приводить к изменению профиля их основной деятельности, а оплата услуг - соответствовать реально достигнутым показателям качества.[30]

При формировании нового механизма управления, финансирования и хозяйствования в сфере ЖКХ необходимо решить триединую задачу регулирования правоотношений :

1. С населением по вопросам установления тарифов на услуги ЖКХ, выплаты гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, определения влияния договорных взаимоотношений на качественное и надежное обслуживание жилья, а также регламентации сроков и размеров оплаты жилищно-коммунальных услуг, порядка взыскания неплатежей и выселения неплательщиков (с предоставлением другого жилья, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам).

2. С предприятиями различных организационно-правовых форм, эксплуатирующими по договорам подряда основные фонды ЖКХ и производящими жилищно-коммунальные услуги, по вопросам заключения контрактов и оформления договоров подряда, по контролю качества производимых работ и услуг и обеспечению своевременной оплаты выполненных работ в соответствии с заключенными договорами, вопросам приватизации предприятий ЖКХ, а также реконструкции и расширения мощностей объектов инженерной инфраструктуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.