Практически все они убыточны и содержатся за счет дотаций из местных бюджетов. Превышение расходов над доходами за последние годы увеличилось в несколько раз и составляет более 90%. Соответственно увеличился и объем дотаций из бюджета. Лишь 10% средств поступают непосредственно от потребителей работ и услуг ЖЭО. Расходы на заработную плату более чем в пять раз превышают доходы ЖЭО .
При этом ЖЭО выполняют ряд непрофильных функций (оформление и выдача документов и т.д.), которыми должны заниматься совсем другие структуры.
Работники. ЖЭО не заинтересованы в конечных результатах деятельности и улучшении качества услуг, так как хозяйственный расчет развит слабо, а тарифы на услуги ЖХ экономически не обоснованы и не соответствуют затратам.
Несовершенство существующей системы управления ведет к ущемлению интересов потребителей - прежде всего населения. Существующая структура управления и финансирования ЖХ типична для административно-командной системы и не отвечает требованиям формирующихся рыночных отношений.[28]
В условиях формирования рынка жилья и услуг по его содержанию необходима реорганизация системы управления ЖХ. При этом первостепенное значение, на мой взгляд, имеет отделение "Заказчика" от "Исполнителя". Это позволит усилить самостоятельность структурных подразделений ЖХ и в то же время сохранить ответственность и контроль за деятельностью ЖХ со стороны местных органов исполнительной власти. Такой вариант реорганизации предполагает формирование "Службы заказчика" и "Подрядчика" с разделением функций владения и хозяйствования; разграничение компетенции и полномочий различных уровней управления жилищной сферой; определение организационно-правовой формы ЖЭО; внедрение договорных отношений между "Заказчиком" на содержание жилья, в чьих руках концентрируются ресурсы, прежде всего финансовые, необходимые для обслуживания жилищного фонда и "Подрядчиком" - исполнителем услуг.
В первую очередь следует определить статус "Службы заказчика", которая является основой организационных реформ. На базе Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг..." было издано Положение о "Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам". Однако местные органы исполнительной власти не пошли на создание "Служб заказчика". Организация оплаты жилья и коммунальных услуг практически повсеместно была поручена предприятиям ЖКХ. Это означает, что местные органы не реализуют свои правомочия собственника жилищного фонда, а предприятия ЖКХ сохранили свое монопольное положение.
"Служба заказчика" как организационная основа совершенствования механизма реализации государственной (муниципальной) собственности в ЖКХ позволяет повысить качество, надежность, экономическую и экологическую безопасность жилищно-коммунальных услуг, сочетая управление муниципальными объектами ЖКХ с демонополизацией системы эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры.
При передаче управленческих функций от государственных и муниципальных предприятий (ТПО, ЖКХ, ПЖРТ, ПЖРУ и т.д.) государственным органам, система управления обеспечивает сочетание экономических и административных рычагов воздействия на выход ЖКХ из кризиса. Именно собственник (в лице "Службы заказчика") должен распоряжаться бюджетными ассигнованиями, заказав исполнение необходимых услуг и работ на договорной основе предприятиям ЖКХ, предложившим наиболее приемлемые условия и контролируя качество работ, а также их соответствие стандартам. Таким образом, разрушается действующий в отрасли затратный механизм, обусловленный монопольным положением предприятий ЖКХ.
Подрядчиками могут выступать предприятия любых организационно-правовых форм и видов собственности. Наиболее предпочтительно наличие нескольких подрядчиков, так как это создаст условия для конкуренции. Организационные условия и механизм их реализации в жилищно-коммунальной сфере включают:
• нормативно-правовое обеспечение (пакет законодательных и распорядительных актов, регулирующих отношения в жилищной сфере);
• экономическое (ресурсное) обеспечение (создание экономического потенциала, необходимого для качественного содержания ЖКХ);
• социальное обеспечение (создание действенного механизма социальной защиты населения, помощь малоимущим и обеспечение приемлемых условий проживания, создание системы государственных и законодательно утвержденных социальных стандартов в данной сфере);
• научно-методическое и информационное обеспечение (разработка механизма эффективного функционирования ЖКХ, мониторинга процессов и результатов его деятельности).
В сфере ЖХ в качестве подрядчиков могут выступать:
• муниципальные службы, созданные на базе производственных мощностей существующих ГПРЭП и РЭУ;
• приватизированные ЖЭО;
• ведомственные службы по жилищному обслуживанию;
• частные организации различных форм собственности.
Один из возможных вариантов организационной структуры управления ЖХ, основанный на формировании системы "заказчик - подрядчик".
"Служба заказчика" занимается развитием жилищной инфраструктуры на уровне подотрасли (планирование, прогнозирование, финансовый и технологический аудит и др.), распределяет заказы между службами ЖХ и контролирует их деятельность. К числу функций обслуживания в сфере ЖХ относятся: разработка нормативов; освоение новой техники; подготовка и переподготовка кадров; планирование научно-технического развития; материальное обеспечение; капитальный ремонт крупных объектов и жилых домов, в том числе памятников истории и архитектуры.
Основными функциями "Службы заказчика" становятся: заключение договоров на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда; контроль за их исполнением; аккумулирование средств, необходимых для оплаты выполненных договорных работ.
Субподрядчики могут выполнять работы по техническому содержанию, ремонту и санитарному обслуживанию жилищного фонда и других объектов ЖХ. В перспективе, по мере демонополизации структур ЖХ, все собственники жилищного фонда (ведомственные, ЖСК, кондоминиумы и т.д.) смогут самостоятельно выступать в качестве заказчиков. Организационно-технологическая реструктуризация ЖКХ позволяет организовать технологический аудит его систем.
Четкое разграничение функций Заказчика и Подрядчика предусматривает реализацию договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере и разработку целого ряда организационно-распорядительских и нормативных документов.
Впервые "Положение о порядке формирования договорных отношений в муниципальном хозяйстве" было утверждено Распоряжением Коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству 18 мая 1993 г. №1-1. Позднее, Постановлением Правительства РФ "О некоторых мерах по улучшению координации деятельности министерств и ведомств РФ, Советов Министров республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения" от 27 мая 1993 г. №490 была утверждена "Примерная структура органов краевой, областной администрации". Предполагалось, что в соответствии с их полномочиями и действующими нормативно-правовыми документами они будут выполнять функции Заказчика на жилищно-коммунальные услуги. Службы заказчика следовало создавать в качестве самостоятельного подразделения в структуре местных органов исполнительной власти (местных администраций). Государственной Академией жилищно-коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова и НИИ Экономики жилищно-коммунального хозяйства было разработано "Примерное Положение о Службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам".
С введением "Положения о Службе заказчика жилищно-коммунальным услугам" и "Положения о порядке формирования договорных отношений в муниципальном хозяйстве" начался процесс отделения собственности от управления ЖКХ.
Переход к новой системе управления ЖКХ потребовал пересмотра правовых отношений участников процесса обслуживания - местных органов исполнительной власти (наймодателей), предприятий ЖХ (исполнителей) и потребителей услуг (нанимателей жилого помещения).
Во всем мире для оказания какой-либо услуги заключается договор между поставщиком услуги и ее потребителем, защищающем потребителя при нарушении его прав на получение услуги определенного качества и в определенном объеме.
В России до сих пор отсутствует документ, который бы регламентировал отношения муниципалитета (собственника жилищного фонда), потребителя (квартиросъемщика) и предприятий ЖХ. Формально отношения ЖЭО (основной эксплуатационной единицы ЖХ) с потребителями их услуг -населением, проживающем в домах, обслуживаемых этими предприятиями, регламентируют:
• договор социального найма для квартиросъемщиков (арендаторов) квартир (комнат) муниципального жилищного фонда;
• договор передачи квартир в собственность граждан для собственников приватизированных квартир;
• договор об обслуживании.
О несовершенстве этой базы свидетельствует рост числа жалоб на качество жилищно-коммунального обслуживания.
В приложении приводится анализ некоторых пунктов "Договора социального найма жилого помещения и предоставления жилищных и коммунальных услуг" и "Порядка работы с заявлениями нанимателей жилого помещения" из действующего "Положения о службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги" Калужской области, и целесообразности изменений этих документов с целью наибольшей защиты социальных прав потребителей услуг (нанимателей).
Особенностью ЖКХ является использование ее предприятиями разнородных основных фондов: первая группа формирует инженерную инфраструктуру (основное производство в водо-, тепло-, электро-, газоснабжении, водоотведении, канализировании, объекты внешнего благоустройства и др.); вторая группа основных фондов обеспечивает обслуживание объектов инженерной инфраструктуры (производственно-технические базы, ремонтные мастерские, транспортные цеха).
Основные фонды первой группы являются основой жизнеобеспечения территорий, служат для непосредственного удовлетворения потребителей в услугах ЖКХ. Именно эта группа основных фондов обусловливает технологический монополизм большинства предприятий (организаций) ЖКХ. Поэтому представляется необходимым сохранение функций управления и контроля местных органов исполнительной власти за состоянием и использование этой категории фондов. Объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства передаются муниципалитетом (в лице Службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги) предприятиям ЖКХ на обслуживание.
В то же время при эксплуатации основных фондов, используемых для обслуживания объектов инженерной инфраструктуры (вторая группа), предприятия ЖКХ должны обладать значительной самостоятельностью вплоть до возможности их приватизации. Это будет способствовать формированию конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере. Основные фонды второй группы должны передаваться предприятиям ЖКХ в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, с одновременным заключением договоров подряда на производство соответствующих услуг ЖКХ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24