Рефераты. Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством

2. Принцип детерминации предполагает установление причинно-следственных связей и учет всех параметров в процессе производства и реализации услуг. Технологические системы должны обеспечивать точный, оперативный учет всех видов затрат, допустимых и сверхнормативных потерь на всех фазах цикла от производства до конечной утилизации каждой единицы предоставленной услуги.

Так, например, необходимо точно знать оптимальные режимы работы котельной при различных условиях (температура воздуха, величина нагрузки) для того, чтобы минимизировать расход горючего. Необходимо контролировать температуру отпуска энергоносителей, допустимые потери на теплотрассе, а также фактическую температуру нагревательных приборов у потребителей, фактический расход теплоносителя. При отсутствии надежного контроля на любой стадии производство услуг неконкурентоспособно. При этом, в соответствии с существующим законодательством, потребитель может потребовать от жилищно-эксплуатационной организации возмещения причиненного ему материального и морального ущерба в связи с ненадлежащим качеством или недопоставкой услуг, а также судебных издержек. Это может разорить жилищно-эксплуатационную организацию.

Учет параметров функционирования всех звеньев процесса обеспечивает устойчивость и надежность функционирования технологических систем, их безотказную работу при условии правильной эксплуатации, своевременных ремонтных работ и профилактике отказов.

Поскольку устойчивость функционирования систем жизнеобеспечения зависит и от потребителей, необходимо воспитание культуры потребления, обеспечение правовой и моральной ответственности.

3. Принцип регулируемости использования предоставляемых услуг. Существующая практика организации технологических систем основывается на преимущественной оценке поставляемых "брутто-услуг". Это совершенно неприемлемо, ибо препятствует ликвидации затратного механизма в ЖКХ, внедрению высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Переход к оплате фактически предоставленных услуг необходим также для социальной защиты населения.

Фактически тепловые услуги оплачиваются по температуре горячей воды на выходе коллектора из котельной или теплоцентрали. То же относится и к пользованию газом, питьевой водой и т.д. Все это создает основу для списывания ненормативных расходов и потерь на массового потребителя и не стимулирует поставщиков услуг к приобретению экономичного оборудования, своевременному ремонту трубопроводов, запорной арматуры, улучшению термоизоляции, снижению потерь при транспортировке и т.д.

Несмотря на значительное увеличение тарифов на тепловую энергию до сих пор термоизоляция трубопроводов горячей воды неудовлетворительна; теплотрассы отапливают почву и воздух города (территории), однако выработанные, но не потребленные гигакалории оплачиваются населением.

В связи с этим необходимо организовать поэтапное введение в действие регуляторов и контрольных устройств расхода и качества энергоресурсов в каждой квартире. Это будет способствовать не только рациональному использованию потребителями услуг, но и повышению заинтересованности жилищно-коммунальных предприятий в их своевременном предоставлении, а также оперативном и качественном ремонте инженерных коммуникаций.

4. Принцип экологичности означает необходимость соблюдения экологических требований и уменьшения воздействия на окружающую среду на всех стадиях эксплуатации технологических систем, начиная с первых фаз формирования услуги и завершая утилизацией промышленных и бытовых отходов.

Так, работа многих десятков тысяч котельных приводит к загрязнению атмосферы в населенных пунктах соединениями серы и к возникновению кислотных дождей. Для предотвращения этого на крупных котельных устанавливают очистные сооружения.

В стране действует полтора десятка нефтеперерабатывающих заводов, которые являются поставщиками топочного топлива (мазута). Необходимо освоить здесь технологию, исключающую содержание серы в мазуте в соответствии с нормативами стран ЕС. При этом серу можно дополнительно получить в качестве сырьевого компонента. При строительстве очистных сооружений необходимо учитывать экологический уровень всей технологической цепи, а не только конечной технологической установки. Особенно опасно, когда отходы металлургических, электротехнических и химических предприятий попадают в бытовые стоки. При этом образуются такие классы химических соединений, которые неизвестны современной науке, как и неизвестны пути их нейтрализации. При таком коллекторном сборе, требования к конечным очистным сооружениям приобретают неопределенную природу, технология их обезвреживания резко усложняется, растут удельные затраты, а эффективность очистных сооружений резко падает.

По-видимому, целесообразно четко структурировать отрезки технологических процессов, на которых можно использовать эффективные и наиболее перспективные способы обеспечения экологичности технологических комплексов ЖКХ. В ряде случаев экологическое производство и переработка отходов могут быть выведены за пределы городского хозяйства.

5. Принцип комплексности заключается в рациональной кооперации отраслей и предприятий ЖКХ на единой технологической основе, их специализации с использованием общей инженерной инфраструктуры. Организация в системе ЖКХ холдингов, ассоциаций, концернов, консорциумов призвана противодействовать тенденциям экономического обособления субъектов хозяйственной деятельности.

Так, парки подвижного состава могут иметь общие элементы инфраструктуры, связанные с обслуживанием, ремонтными работами и т.д. Неэффективно раздельное обслуживание и дробление многих инженерных служб. Вместе с тем, нельзя размещать в опасной близости силовые электрические подстанции, резервуары нефтепродуктов и сжиженных газов, так как это создает опасность технологических катастроф больших масштабов. Это особенно важно в небольших населенных пунктах, где требуется достаточно компактное размещение систем жизнеобеспечения, но при соблюдении всех правил безопасности и сокращении затрат на технологические подсистемы (подземные коммуникации, линии высокого напряжения, очистные сооружения).

6. Принцип нормативной регламентации. Нормативная база деятельности предприятий ЖКХ включает ряд общесистемных показателей, которые имеют отношение к регламентации на уровне государства, территорий, отраслей, отдельных предприятий. Нормативы ограничения используются как административные, определяя последовательность технологии и процедуру управления. С другой стороны, нормативы необходимы как основа экономических методов регулирования, согласуя в той или иной мере экономические интересы личности, населения, региона. Нормативы носят конкретный исторический характер. Так, например, в условиях бюджетного дефицита для потребителей сжиженного газа вводятся жесткие нормативы, в пределах которых предоставляются льготы. С ростом бюджетных возможностей государства и доходов населения эти нормативы могут изменяться.

Однако, если газораспределительное хозяйство при планировании ограничится жесткими действующими нормативами, ему потребуется существенный рост затрат на расширение производственных мощностей. Поэтому необходимо прогнозировать изменение нормативов. К примеру, при более строгом учете водопотребления и использовании новых технологических решений и нового оборудования, нормативы водопотребления могут стать значительно более жесткими (в конце 90-х гг. расход воды на одного жителя в Калуге был вдвое больше чем в Париже). По-видимому, здесь следует учитывать санитарно-гигиенические нормы, которые определяют минимально допустимое количество потребляемых услуг и их качество.

7. Принцип целостности означает, что технологические комплексы должны развиваться и функционировать как целостные образования, в которых каждое структурное подразделение выполняет свои функции. Это подразумевает, прежде всего, наличие всех минимально необходимых структурных подразделений, достаточных для бесперебойного функционирования всей системы.

Все подотрасли и виды деятельности ЖКХ имеют однотипные по функциям структурные подразделения: ремонтные цеха, диспетчерские и аварийные службы, подразделения обслуживающие инженерные сети и оборудование, транспортные цеха и т.д. В ряде случаев целесообразно объединять структурные подразделения подотраслей ЖКХ, чтобы минимизировать затраты ресурсов.

8. Принцип распределения и закрепления ответственности за эксплуатационными организациями по обслуживанию, профилактике и ремонту инженерных систем. В совокупности с принципом регулируемости использования услуг это позволяет определить ответственность за сверхнормативные потери энергоресурсов. Если регуляторы расхода устанавливаются у каждого потребителя, возможно распределение ответственности, ее закрепление за конкретными организациями.

Организационная реструктуризация ЖКХ создает условия не только для формирования эффективных технологических систем и их устойчивой работы в складывающихся рыночных условиях, но и для контроля за соблюдением прав потребителей услуг. Это обусловлено тем, что в настоящее время большинство предприятий ЖКХ являются монополистами в своей области. При этом различают два вида монопольных образований ЖКХ: монопольные технологические процессы и монопольные организационные структуры.

К монопольным технологическим процессам относятся: водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика, городской пассажирский транспорт.

Монопольные организационные структуры имеют место в жилищном хозяйстве, ремонтно-эксплуатационном производстве, банно-прачечном хозяйстве, садово-парковом хозяйстве, санитарной очистке, дорожно-мостовом хозяйстве и благоустройстве.

Рассмотрим в связи с этим структуру управления жилищным хозяйством (ЖХ).

Управление обслуживанием жилищного фонда г. Санкт-Петербурга представляет собой вертикальную, многозвенную, жестко-иерархическую структуру. Большинство оперативных вопросов в управлении ЖХ решается в высших звеньях руководства, взаимоотношения верхнего и нижнего уровней управления строятся на основе директивных документов, обязательных к исполнению.

Существующая структура управления жилищным хозяйством малоэффективна. Основной ее недостаток состоит в том, что департамент (комитет) по существу, выполняет одновременно функции собственника ("заказчика") жилищного фонда и исполнителя работ ("подрядчика") по его эксплуатации. Подобная система противоречит логике экономически эффективного хозяйствования. Результаты деятельности ЖЭО оцениваются вышестоящей организацией - департаментом (комитетом), то есть имеет место лишь внутриведомственный контроль.

Недостатки существующей системы управления ЖХ проявляются в экономических результатах деятельности жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭО).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.