Рефераты. Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством

В целях финансового оздоровления ЖКХ с 1997 г. в ряде городов и регионов России (в том числе и в Калужской области) местные администрации проводят аудиторские экспертизы тарифов предприятий водо, тепло-, газо- и электроснабжения. Они выявили абсолютное и относительное завышение величины тарифов по всем видам услуг и дали масштабный аналитический материал для организационно-правовых, финансово-экономических решений, противодействующих перекладыванию на потребителей коммунальных услуг необоснованных затрат естественных монополий. В итоге, выявлены наиболее характерные факторы необоснованно завышающие себестоимость коммунальных услуг.

Так, рост тарифов на водоснабжение происходил в основном за счет статей "Электроэнергия" и "Амортизация", затраты по которым имели самые высокие темпы роста в 1992-1997 гг. Их рост значительно превышал темп роста тарифов. Например, рост тарифов на воду (в среднем в 3-5 раз в сопоставимых ценах) произошел в основном за счет статьи "Электроэнергия" (рост расходов в 5-14 раз). В ряде городов и регионов рост расходов по статье "Амортизация" в 1992-1997 гг. составил 1200% в реальном выражении, что в 2-3 раза превышает средний рост затрат по другим статьям. При этом предприятия использовали завышенные коэффициенты переоценки балансовой стоимости основных фондов, которая зачастую намного выше их рыночной стоимости.

Анализ показал, что предприятия коммунальной инфраструктуры активно манипулируют такими составляющими тарифа как амортизация и ремонтный фонд. Используя предоставленные нормативными документами возможности, предприятия завышают стоимость основных фондов, за счет этого увеличивают амортизационные отчисления и, как следствие, завышают инвестиционную составляющую тарифа, занижают налогооблагаемую прибыль, а за счет этого создают для себя дополнительные финансовые резервы, которые используются не в интересах производства.

Приведем следующий пример. Износ основных фондов предприятия составляет 70% и с каждым годом увеличивается. Огромные средства направляются на различные цели, а средства на перекладку сетей запрашиваются у местной администрации. Таким образом, с одной стороны, предприятие находится в полном упадке (высокий износ основных фондов), с другой - идет освоение дорогостоящих и непервоочередных технологий. Инвестиционные проекты по модернизации собственных основных фондов, собственником которых является местная администрация, ею, в большинстве случаев, не рассматриваются и не утверждаются. Таким образом, планы развития субъектов естественных монополий не согласуются с планами развития территорий. Тарифы, впитывая инвестиционные затраты на такие проекты, растут, а ответственность за это перед населением продолжает нести местная администрация.

Из-за катастрофического физического и морального износа коммуникаций и оборудования все большие средства направляются на их ремонт и поддержание в рабочем состоянии. Однако при этом практически совсем не решается задача обновления парка оборудования, что позволило бы значительно снизить производственные издержки и эксплуатационные расходы.

Затраты на капитальный текущий ремонт инженерных сетей и коммуникаций составляют 1/5 производства воды. Ежегодно огромные суммы уходят на ремонт и прокладку труб из устаревших, неэкологичных материалов с использованием технологий вчерашнего дня. Это в итоге приводит к увеличению затрат на транспортировку воды за счет эксплуатационных расходов.

Существенные резервы сокращения себестоимости были вскрыты в цепочке дочерних и независимых фирм - "подрядчиков" и "субподрядчиков", рентабельность которых превышала 50% и более. Аналогичное завышение было обнаружено по заработной плате и расходам на материалы, эксплуатацию оборудования и т.д. Завышение тарифов на ремонтные работы за счет привлечения таких фирм составляет в среднем 20%.

Анализ показывает, что индекс перевода базового уровня цен при ценообразовании в ремонтно-строительном производстве, согласно строительным нормам, правилам и расценкам СНиП, часть 1У и СНиР - 91, установленных в 1984-1991 гг., не учитывает применение современных технологий, машин, оборудования, материалов и т.д. Подрядчики необоснованно завышают за этот счет затраты на 30-40%.

Часто допускается закупка сырья, материалов, оборудования, комплектующих и др. через сеть посредников. Отсутствие экономической мотивации и административной ответственности не стимулирует предприятия к эффективному использованию средств при планировании своей финансово-хозяйственной деятельности. По существу продолжает действовать затратный принцип формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Финансовая реструктуризация ЖКХ призвана ликвидировать систему "перекрестного субсидирования", не позволяющую предприятиям эффективно использовать свои оборотные средства. В условиях кризиса неплатежей это является серьезной проблемой как для предприятий, так и для экономики региона в целом. Соотношение объемов перекрестных субсидий между промышленными предприятиями и населением выглядит в некоторых субъектах Федерации так: на 1 руб., полученный от населения, предприятия-монополисты получают 70 руб. от промышленных предприятий.

При перекрестном субсидировании ресурсы поставляются от одного монополиста другому по тарифам для промышленности (т.е. самым высоким). Получив коммунальные ресурсы (воду, тепло, газ и др.) по завышенной цене для использования их в процессе производства (подогрева, подачи и др.) и накрутив на нее еще свою рентабельность, предприятие ЖКХ предлагает свои услуги к оплате населению. Население, однако, оплачивает только часть тарифа, остальное необходимо выдать предприятию-монополисту из местного бюджета. Нужных средств в бюджете нет, в результате растет дебиторская задолженность, сокращаются оборотные средства и т.д.

Таким образом, складывается замкнутый круг хозяйственной несостоятельности и безответственности, основанный на порочной практике управления ЖКХ.

По существу население оплачивает воображаемые коммунальные услуги (питьевую воду, тепло, утилизацию отходов и др.), а не фактически потребляемые.

Основой финансовой реструктуризации ЖКХ является создание в этом секторе конкурентных отношений при производстве соответствующего товара, услуги и, как следствие, рыночных стимулов.

Задолженность местных бюджетов перед коммунальными предприятиями в конце 90-х гг. достигает в среднем 70% общей суммы дебиторской задолженности предприятий. Таким образом, муниципальные предприятия являются постоянными кредиторами бюджета: причем стоимость таких кредитных денег для бюджета минимальна.

В то же время отсутствуют четко формализованные договорные отношения между муниципалитетом и предприятием, с одной стороны, предприятием и потребителями коммунальных услуг, с другой. Городская администрация не имеет точного представления о финансовых потоках, то есть о расходовании и эффективности использования средств, получаемых предприятием вследствие бюджетного дотирования и повышения тарифов. Это приводит к дополнительному увеличению нагрузки на потребителей коммунальных услуг без гарантий повышения их качества.

Необходим мониторинг качества поставляемых услуг. Информация о химическом составе воды, температуре воздуха в помещениях и т.д. до сих пор практически не влияет на процесс утверждения тарифов и не учитывается при контроле за использованием средств, полученных из бюджета.

На местах отсутствуют отраслевые стандарты учета и планирования затрат на предприятиях коммунального хозяйства. Это приводит к искажению реальной картины затрат, что, в свою очередь, снижает возможность целенаправленного воздействия на предприятие с целью снижения издержек и позволяет достаточно свободно переносить средства из одной статьи в другую.

Работы, услуги различных подразделений многоотраслевого предприятия ЖКХ, используемые при производстве и оказании определенной услуги ЖКХ (электроэнергия, подача воды, канализование и др.) учитываются не по цеховой себестоимости, а по тарифу, установленному для внешних потребителей. По существу каждый раз эта работа (услуга) показывается как объем реализации (доход) со всеми вытекающими последствиями (налоговыми платежами), что увеличивает стоимость конечного продукта (услуги) в 2-2, 5 раза. Происходит манипуляция финансовыми ресурсами на бумаге, так как реальные деньги в этой процедуре не участвуют и тариф "разбухает" на бумаге.

Предприятия ЖКХ выполняют не свойственные работы (услуги): техническая инвентаризация зданий, расчет компенсаций, субсидий, льгот, обслуживание коллективных антенн и др.), без соответствующего финансирования. Это приводит к включению затрат по выполнению этих работ (услуг) в себестоимость услуг ЖКХ.

"Водоканал" отпускает воду для подогрева предприятиям системы "Теплосеть", одна ее часть идет в систему горячего водоснабжения, а другая циркулирует в закрытых системах отопления, то есть не канализируется. В то же время вся вода отпускается со стоимостью канализования и на это "завышение" еще накручивается прибыль "Водоканала", что приводит к необоснованному увеличению платежей потребителей услуг.

В ряде регионов имеет место "котловой" смешанный учет отпускаемых потребителям коммунальных услуг, хотя часть коммунальных ресурсов производится на предприятии, а часть закупается на стороне. Отпускная цена таких услуг, как правило, соответствует наибольшей, то есть или произведенной собственными силами или закупленной на стороне.

Приборы учета на сетях предприятий-монополистов ЖКХ, поставляющих друг другу ресурсы отсутствуют, а расчеты производятся по устаревшим нормативам. Так, например, при отпуске воды (горячей, холодной) должны контролироваться три параметра: давление, количество, температура, а по газу четыре: температура, давление, химический состав и плотность. От соблюдения этих параметров по договору зависит стоимость горячей или холодной воды, либо гигакалории. Но без приборов учета отследить условия соблюдения этих параметров и, соответственно, уровень затрат на единицу услуги, практически невозможно.

На мой взгляд, заключаемые между субъектами монополий договора поставки и купли-продажи услуг (продукции), договора энергоснабжения и т.д., неполно отражают реальные экономические отношения и не учитывают особенности правоотношений по поставке услуг (продукции) населению, предприятиям (организациям, учреждениям) социальной сферы и прочим бюджетным организациям.

Так, тепловая энергия подается монополистом по цене ниже себестоимости, соответственно увеличиваются тарифы на электрическую энергию. Потребители электричества фактически дотируют потребителя тепла, поскольку они являются самыми дисциплинированными плательщиками и уровень собираемости средств от них значительно выше, чем с потребителей тепла.

При этом управление дебиторской задолженностью чаще всего передается посредническим фирмам, комиссионные услуги которых составляют 12-30% суммы поступающих от должников платежей. Это приводит к увеличению затрат предприятий и к уменьшению их оборотных средств, что, в свою очередь, снижает способность предприятия своевременно расплачиваться по налогам и другим обязательным платежам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.