Рефераты. Галлюциногены (роль особенностей культуры, история открытия и современные взгляды)

психоделики.

В захватывающей полемике консервативные медицинские авторитеты и юристы

сочли употребление LSD опасным, а употребляющих его больными; тогда как

защитники психоделиков возражали тем, что, напротив, они, власть имеющие,

больны и опасно непреклонны, подавлены и ограничены, боятся столкнуться со

своей истинной природой и увидеть бесполезность своей жизни, отчаянно

пытаются удержать других от самопознания и, следовательно, ускользания от

угнетающего контроля. Обвинения и ответные обвинения подобно этим создавали

впечатление реального существования контркультуры, вовлеченной в жестокую

войну с существующей системой. По мнению Leary, это было обычное,

традиционное религиозное противостояние. С другой стороны, психиатр Daniel

X.Freedman писал, что просветленные психоделиками являются не более чем

жертвами иллюзорной автономии (под автономией понимается философская

доктрина, согласно которой индивидуальные желания человека должны

контролироваться только его собственными принципами; категорический

императив Канта) и чувства превосходства, представляющего собой защиту эго

отрицанием, и нуждаются в обращении в другую религию: "Интересно, что

классификации патологических исходов конверсии (обращение в другую

религию), включающие невосприимчивость и омнисценцию, поразительно

напоминают картину, которую мы наблюдаем в случае с LSD".

Так или иначе, психоделики оказали свое "культогенное" действие, обладая

способностью вызывать, по крайней мере, временную приверженность новой

концепции и изменение образа жизни. Движение хиппи стало массовым вслед за

развитием психоделической идеологии; оно начало набирать силы в 1965 году и

достигло пика между 1967 и 1969 годами. Хотя не все было ясно с точки

зрения тактики, нет сомнений в том, что инициирующим элементом,

сакраментальным и символическим ядром, источником групповой

индивидуальности (identity) был психоделический trip. Было совершенно

неважно, как часто использовались психоделики; иногда было достаточно

одного раза, а некоторым вообще не требовалось использования

психоделических препаратов. Представители богемы отличались от массы другой

одеждой, другим подходом к сексу и работе, стилем и политическими

взглядами; хиппи же отличались от подлинной богемы лишь использованием LSD.

И именно LSD, став причиной популярности психоделиков, создал тот массовый

феномен с присущими ему одинокими мистиками, эзотерическими религиями,

эксцентричными, необычными культами и литературными обществами. Каждый

подросток, приняв 500 ? г LSD, мог убедиться, что он Будда.

Движение хиппи в своих взглядах сочетало теоретическую благожелательность и

доброту с интересом к коммуналистическим экспериментам, оккультными,

магическими, экзотическими ритуалами и мистицизмом. Они заимствовали свои

идеи из глубинной психологии, восточных религий, анархизма, знаний

американских индейцев. Имплицитной целью хиппи было пролонгировать, на

сколько это возможно, свободу, присущую детству. Они отвергали принятые

обществом определения рациональности, прогресса, знаний и даже реальности;

они провозглашали отказ от эгоцентризма. Общество для них выглядело как

дегуманизирующий, коммерциализованный кошмар с кондиционированным воздухом,

большинство в котором являются конформистами, притворяющимися глубоко

религиозными; оно объявило незаконным использование психоделиков, но

одобряет, вызывающие зависимость алкоголь и никотин.

Ритуалы, вобравшие в себя самореализацию, свободу от угнетения, экстаз

единения, расширенное сознание, очищенное восприятие, гораздо более важны,

чем просто поверхностная религия символов. Вместо мирского гуманизма и

политического рационализма они выбрали мистические и просветляющие

аполитические религии - дзен, суфизм, йога, тантризм, шаманизм, гностицизм;

их библией стала Тибетская книга мертвых, переведенная на английский

Timothy Leary.

Психоделическая культура, естественно, не обошла стороной музыку.

Психоделики оказали влияние на большую часть рок-музыки конца 1960-х; а

она, в свою очередь, идеально подходила для прослушивания во время действия

препаратов. Основателем нового стиля, названного психоделическим, кислотным

роком, стала группа Gratful Dead из Сан-Франциско; затем присоединились

Jefferson Airplane, Jimi Hendrix, Beatles, Donovan. Шоу имитировали

действие психоделических препаратов с помощью стробоскопического света,

проекции слайдов и фильмов, ароматов, оглушающей музыки - этот прием

использовался для того, чтобы подавить чувствительность и привести в

беспорядок обычные режимы восприятия. Постеры и рисунки напоминали видения,

возникающие при приеме психоделиков, яркими цветами, биоморфными формами,

множеством деталей и сюрреалистическими мифическими образами - не могли

быть воспроизведены лишь эмоциональная напряженность и непрерывное

движение. Постепенно все это превратилось в коммерческую и тривиальную

имитацию - стали появляться "психоделические" майки, ручки, аксессуары и

т.д. Drug-культура сформировала свою собственную терминологию: turned on,

straight, freak, freaked out, stoned, tripping, tripped out, spaced out,

far out, flower power, ego trip, hit, into, mike, plastic, going with the

flow, laying one's trip on someone, game-playing, mind-blowing, mind games,

bring-down, energy, centering, acid, acidhead, good trip, bum trip, horror

show, drop a cap or tab, karma, samsara, mantra, groovy, rapping, crash,

downer, flash, scene, vibes, great white light, doing your thing, going

through changes, uptight, getting into spaces, wiped out, where it's at,

high, ball, zap, rush, и т.д. Многие слова приобрели совсем другое

значение.

Общество конформистов воспринимало хиппи одновременно как ленивых, грязных

гедонистов, паразитов-наркоманов и как сияющий ангельский продукт поколения

любви. Хиппи внесли в общество беспокойство. Широкая огласка в средствах

массовой информации сыграла важную роль в распространении употребления

психоделиков. Восхваление доброты, миролюбивости и сексуальной открытости

"детей цветов" также способствовало рекрутированию в drug-культуру;

сообщения о суицидах, смертях и психотических реакциях рассматривались как

пропаганда, и даже говорили, что пугающая реклама и медицинские

предупреждения еще в большей степени вызывают нежелательные реакции.

В этой смеси враждебности и преклонения перед хиппи и их препаратами,

власти некоторое время колебались и затем перешли к репрессиям. С самого

начала психоделические препараты не были классифицированы как "наркотики",

и до 1963 года LSD, мескалин и псилоцибин можно было легко получить для

клинических и экспериментальных исследований; а до 1966 года все еще не

было запрета на не хранение, производство и продажу. И только после 1966

года, когда согласно вышедшему закону Sandoz перестал поставлять LSD,

большинство циркулирующих психоделиков стали производиться незаконно. Одним

из следствий нелегальности психоделиков стало снижение их качества и

чистоты: трипы стали хаотичными, физически и эмоционально изнуряющими и

истощающими вместо безоблачного путешествия с ясным взглядом на реальность.

Психоделическое движение стало приходить в упадок. Его идеология отвергала

принудительный механизм общества в принципе; она не допускала различий

между оригинальностью, эксцентричностью и сумасшествием или между

способностью обходить требования рутинного социального контроля и

неспособностью жить как они. Человек не может жить лишь одними наркотиками

и их продажей, экономическая зависимость в очевидно презираемом

"правильном" обществе неизбежна.

Все вернулось к норме; но норма - понятие неопределенное, и все не так

просто. Расшифровывая значение эпитета "mind detergent", LSD обладает

свойством "промывать мозги"; он индуцирует чувство достижения новой

identity, позволяя "умереть и родиться заново". И даже если это чувство

теряется, все равно всё становится другим. Психоделическое путешествие, как

и любое другое, меняет путешественника. Многие обращались к медитации.

Трансцендентальная медитация - наиболее простая и популярная религиозная

техника, остатки психоделического опыта вызывали огромный интерес к ней.

Интересно, что многие идеологи психоделического движения говорили о том,

что употребление препаратов дает только проблеск подлинного мистического

озарения, однако этот проблеск можно углублять и развивать с помощью

медитации, для которой психоделики не нужны. Но многие, не работая над

собой, довольствовались лишь этими "проблесками".

Психоделическое движение не привело к революции, как обещало, но это было

больше, чем короткий трип. Большинство из нескольких миллионов людей,

принимавших LSD, никогда не расстанутся с чувством того, что они расширили

своё сознание. Психоделики открыли массе новые территории сознания, ранее

доступные для исследования только небольшой части особенно отважных

путешественников, главным образом, религиозным мистикам. Большинство

возвращались из трипа с памятью об увиденном, они понимали, что это

является важным, но не знали как интерпретировать и применить видение в

жизни. Но некоторые предпринимали попытки исследования своего сознания без

помощи препаратов, и они открывали для себя, что наилучшим способом для

этого являются религиозные традиции, особенно религии Индии. Многие из тех,

кто обратился к восточным дисциплинам, стали рассматривать психоделики как

поллютанты, которые перегружают чувства, отвлекают сознание и не дают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.