|
Из таблицы 2.3. видно, что затраты на реализованную в 2002 году ниже, чем выручка от реализации, следовательно, в отчетном периоде по сравнению с 2001 годом рентабельность продаж выросла. Темп роста затрат на реализованную продукцию несколько ниже, чем темп роста себестоимости произведенной продукции. В 2003 году наблюдается обратная тенденция, а именно, затраты на реализованную продукцию выше, чем выручка от реализации, т.е. рентабельность продаж упала, а темп роста затрат на реализованную продукцию выше, чем темп роста себестоимости произведенной продукции.
Вся продукция, выпускаемая ОАО «Элема», является рентабельной. Однако, рентабельность реализованной продукции в 2002 году снизилась по сравнению с 2001 годом на 21,79 процентных пункта и составила 20,1%, а в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизилась на 11,9% и составила 9,1%.
На следующем этапе анализа целесообразно дать оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции. Итоговым показателем использования ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение затрат в расчете на рубль выручки от реализации (таблицв 2.4). Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов предприятия, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж.
Таблица 2.4 - Анализ затрат на производство в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции, руб.
Показатели
2001г
2002г
2003г
Отклонение
2002г от
2001г
Отклонение
2003г от
2002г
1. Затраты на производство
в расчете на 1 руб.вы-
ручки от реализации продук-
ции (за вычетом НДС и других обязательных платежей) В т.ч.
0,844
0,855
0,903
+ 0,011
+ 0,048
1.1. Материальные затраты
0,619
0,606
0,589
- 0,013
- 0,017
1.2. Затраты на оплату труда
0,123
0,132
0,160
+ 0,009
+ 0,028
1.3. Отчисления на социальные нужды
0,053
0,054
0,061
+ 0,002
+ 0,007
1.4. Амортизация основных
фондов
0,012
0,017
0,030
+ 0,005
+ 0,013
1.5. Прочие затраты
0,037
0,045
0,062
+ 0,008
+ 0,017
Данные таблицы 2.4. показывают, что в расчете на 1 руб. реализованной продукции, общая сумма затрат на производство имеет тенденцию к увеличению на 0,011 руб. в 2002 году и на 0,048 руб. в 2003 году, что свидетельствует о менее эффективном использовании ресурсов. Однако уменьшаются материальные затраты в расчете на 1 руб. реализованной продукции, что может быть обусловлено более рациональным использованием материальных ресурсов, несколько возрастают затраты по другим элементам. Для того, чтобы выявить, с чем это связано, следует более детально проанализировать отдельные статьи затрат.
В качестве обобщающего показателя себестоимости продукции анализируют также затраты на рубль произведенной продукции. Этот показатель характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции и определяется путем деления полной себестоимости произведенной продукции на стоимость этой же продукции в действующих ценах.
Достоинства названного показателя в том, что он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли и охватывать как отдельные виды продукции, так и всю продукцию предприятия, т.е. посредством этого показателя с допустимой мерой условности можно сравнивать уровень себестоимости на различных предприятиях. В большой мере этот показатель обеспечивает наглядную связь с прибылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля продукции и, наоборот.
К числу его недостатков следует отнести то, что на этот показатель может оказывать влияние множество факторов как суьъективного, так и объективного характера, т.е. не зависящих от качества работы коллектива предприятия.
В процессе анализа следует изучить динамику и отклонения от плана как общей величины затрат на рубль произведенной продукции, так и по основным группам расходов. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают три фактора:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.