|
Анализируя данные, приведенные в табл. 1.1, можно сделать следующие выводы:
1. В структуре себестоимости промышленной продукции (в целом) за 2000 год по отношению к 1998 году возрос удельный вес затрат на оплату труда с начислениями (в 1,12 раз). Это обусловлено, в первую очередь, инфляционными процессами.
2. Уменьшились материальные затраты на 0,5 процентных пункта и затраты на амортизацию на 0,3 процентных пункта. Снижение доли амортизации в структуре затрат вызвано опережением процесса выбытия основных фондов над процессом их ввода.
3. Среди отраслей промышленности наибольший удельный вес материальных затрат имеет топливная и пищевая промышленности, что обусловлено постоянным повышением закупочных цен на продукцию, а также возрастанием объема импортного сырья для пищевой промышленности.
Структура себестоимости продукции находится в движении и на нее влияет множество факторов:
– специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);
– ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под действием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного — увеличивается;
– уровень концентрации, специализации, комбинирования, кооперирования и диверсификации производства. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.
Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями;
– географическое местонахождение предприятия;
– инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита и др.
Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
Факторами снижения себестоимости продукции выступают те причины, которые обуславливают тот или иной уровень расходов. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.
Народнохозяйственные факторы — это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок рабочим.
Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышения уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования.
Внутрипроизводственные факторы предусматривают внедрение укрупненных сборных конструкций и деталей, экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов и оборудования и др.
Можно выделить следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы; заработная плата; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общехозяйственные и общепроизводственные расходы; рост производительности труда.
Значение источников и факторов снижения себестоимости продукции позволяет формировать планируемый уровень себестоимости.
1.3 Роль управления затратами в снижении себестоимости продукции
Эффективное и рациональное управление современным предприятием немыслимо без применения целого комплекса менеджерских инструментов. Управление издержками предприятия — составляющая этого комплекса.
Процесс управления себестоимостью продукции носит комплексный характер и предусматривает решение вопросов формирования издержек производства и себестоимости как отдельных видов продукции, так и по всей их совокупности, установление продажных цен по каждому изделию и определение их рентабельности, выявление и практическое использование резервов экономии затрат и снижение себестоимости, осуществление контроля за состоянием и характером изменений фактической себестоимости и величины затрат по сравнению с плановыми показателями, утвержденными предприятием и в динамике.
Исходя из содержания понятия «управление» основными элементами управления себестоимости является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
Непосредственно в процессе управления издержками и себестоимостью решают, где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления себестоимостью является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.
Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления себестоимостью:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.