Рефераты. Снижение себестоимости продукции на ОАО "Элема"
– бюджет общепроизводственных расходов;
– бюджет трудовых затрат;
– бюджет коммерческих расходов;
– бюджет общих и административных расходов;
– прогнозный отчет о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет включает:
– бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет);
– прогнозный баланс.
Бюджет является инструментом как планирования, так и контроля. В самом
начале периода бюджет представляет собой план или норматив; далее он служит
средством контроля, с помощью которого служба менеджмента может определить
эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию
деятельности компании в будущем.
Следует заметить, что внедрение бюджетирования,
как правило, не приводит к «ломке» компании, серьезным организационным и
кадровым изменениям. Скорее анализ организационной структуры и основных
бизнес-процессов управления и планирования в ходе финансовой структуризации
позволяет менеджменту компании задуматься над их более оптимальной
организацией. Точно так же анализ себестоимости дает возможность выявить «узкие
места» и задуматься над издержками.
1.3.5 Таргет-костинг как наиболее
значимый сегмент контроллинга
Таргет-костинг — это концепция управления, поддерживающая стратегию
снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых
продуктов, контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в
соответствии с рыночными реалями.
Необходимо отметить, что кроме области производства инновационных
продуктов таргет-костинг все чаще применяется на предприятиях сферы
обслуживания, а также в неприбыльных организациях (например, в медицинских
клиниках).
В основе системы целевого управления затратами лежит очень простая идея:
если для успешного бизнеса изделие нужно продавать по цене, не превышающей
рыночную, то определение себестоимости будущей продукции начинается именно с
установления цены на нее. Традиционный метод ценообразования был просто
вывернут «наизнанку». Сначала определяется рыночная цена на данный вид
продукции, затем устанавливается желаемый размер прибыли, и лишь потом
рассчитывается максимально допустимый размер себестоимости.
Таргет-костинг дает возможность руководству компании принимать
управленческие решения о производственной программе уже на ранних стадиях
жизненного цикла продукта (на стадии его разработки). Система всецело
ориентирует предприятие на рыночные условия. В то же время выполняется ее
основная задача: определение такой себестоимости продукции, которая при цене,
жестко заданной рынком, позволит предприятию получить прибыль.
Таким образом, допустимый размер себестоимости по таргет-костингу
определяется следующим образом: Цена – Прибыль = Себестоимость
Рыночная цена в данном случае называется целевой ценой (target price),
желательная разница между себестоимостью и продажной ценой — целевой прибылью (target profit), а
себестоимость, по которой изделие должно быть изготовлено, — целевой
себестоимостью (target cost).
Процесс установления целевой цены предусматривает использование
трехуровневого анализа «качество продукта — набор функциональных характеристик
продукта — цена продукта». Она определяется с помощью маркетинговых
исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта.
Необходимо отметить, что понятие «целевая себестоимость» отличается от
понятия «плановая себестоимость». Отличие заключается в том, что плановая
себестоимость рассчитывается на основании норм и нормативов, существующих на
данном предприятии, которые в свою очередь ориентируются на существующие
технологии производства, характеристики выпускаемой продукции. В свою очередь
целевая себестоимость — это значение себестоимости, максимально допустимое в
рыночных условиях.
Преимущества таргет-костинга состоят в систематизации мероприятий по
снижению затрат при максимальной ориентации на удовлетворение запросов
клиентов. Посредством деления целевых затрат устанавливаются точные нормы
затрат, которые повышают внимание менеджеров к контролю за затратами
предприятия.
В свою очередь риски таргет-костинга могут
заключаться в недостаточно точном определении целевой цены (завышенной и
заниженной) или функциональных предпочтений потребителей. Для нивелирования
подобных рисков решения по «дроблению» продукта на конструкционные группы с
оптимизацией присущих им затрат должны приниматься не только по результатам
таргет-костинга, но также с использованием других инструментов контроллинга,
например, анализа «производить или покупать» и т.д.
1.3.6 Модель управления
материальными ресурсами
Необходимым условием снижения себестоимости продукции, роста прибыли и
рентабельности является эффективное управление материальными ресурсами,
поскольку они, как правило, занимают значительный удельный вес в себестоимости
продукции. Эффективное управление материальными ресурсами предполагает решение
следующих задач:
– оптимизация общего размера и структуры материальных ресурсов;
– минимизация затрат, связанных с их доставкой, хранением и
обслуживанием;
– обеспечение эффективного контроля за их сохранностью и движением.
В практике зарубежных стран для эффективного управления запасами широко
применяется модель экономически обоснованного заказа (EOQ–model), которая с успехом может быть использована на предприятиях нашей
страны. Методика расчета этой модели основана на минимизации совокупных затрат
по закупке и хранению запасов. При этом все затраты делят на 2 группы:
– затраты по доставке запасов, включая расходы по транспортировке и
приемке;
– затраты по хранению товаров на складах, куда включаются расходы на
содержание складских помещений и оборудования, заработная плата персонала. При
варианте стандарт-костинг основное производство включает затраты, которые
должны быть отнесены на продукт, а не те, которые на самом деле имели место.
Для определения эффективности использования материальных ресурсов
применяется система обобщающих и частных показателей (табл. 1.3)
Таблица 1.3 -Определение эффективности использования материальных
ресурсов
Показатели
Методика
расчета
1
2
1. Обобщающие показатели
1.1. Прибыль на рубль материальных
затрат
П/МЗ
Определяется отношением
суммы
прибыли от основной
деятельности (П) к
сумме материальных затрат
(МЗ).
Характеризует эффективность
исполь-
зования материальных
ресурсов
1.2.
Материалоотдача
Мо= ТП/МЗ
Определяется отношением
стоимости произведенной продукции (ТП) к сумме материальных затрат.
Показывает, сколько продукции произведено с каждого рубля потребленных
материальных ресурсов
1.3
Материалоемкость
Ме=Мз/ТП
Определяется отношением
суммы материа-
льных затрат к стоимости
произведенной продукции. Характеризует уровень
материальных затрат,
приходящихся на
1 руб. товарной продукции.
1.4.
Коэффициент соотношения
темпов роста
производства и
материальных
затрат
К=ТрVпр/ТрМЗ=IВП/IМЗ
Определяется отношением
индекса выпус-
ка продукции (IВП) к индексу материаль-
ных затрат (IМЗ). Характеризует динамику
материалоотдачи и раскрывает факторы
ее роста
Продолжение таблицы 1.3
1
2
1.5 Удельный
вес затрат в себестоимости
К=МЗ/СБполн
Определяется отношением
суммы матери-
альных затрат к полной
себестоимости
продукции (СБполн.).
Динамика показате-
ля характеризует изменение
материалоем-
кости продукции.
2. Частные
показатели
2.1.
Топливоемкость, энергоемкость, сырье-емкость
Характеризуют эффективность
использо-
вания отдельных видов
материальных
ресурсов и уровень
материалоемкости
отдельных видов продукции