Рефераты. Исследование системы стратегического планирования

3. Подготовка управленческого решения

 
                                                                                              программирование                                                                                                   - маркетинг          

 


 

 

Руководство

 

4. Принятие управленческого решения

 
                                                                                                     - принятие

решения                                                                                       регулирование       - организация

5. Реализация управленческого решения

 
                                                                                                     - мотивация  коммуникация

 




Рис. 14- Содержание и стадии процесса управления.


Важнейшим системообразующим элементом управления является планирование.

Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития предприятия рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) – многоцелевая программа развития предприятия, которая направлена на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

В мировой практике планирование представляет собой достаточно сложный вид умственной деятельности, который имеет следующие особенности:

1. Планирование – это всегда предварительное принятие решений, то есть оно нацелено на достижение определенных результатов в перспективе. 

2. Достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям, как в самом предприятии, так и во внешней по отношению к нему среде. По этой причине надо помнить, что будущее состояние предприятия всегда является неопределенным, решение одних проблем не исключает появление других, даже более сложных. Вследствие этого система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям, как самого предприятия, так и внешней среды. Другими словами, план нуждается в постоянной корректировке.

3. Процесс планирования всегда связан как с предотвращением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.

Роль планирования заключается не в предсказании будущего состояния предприятия и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании предприятия и внешней по отношению к нему среды.

Логика системного подхода к планированию основывается на сочетании генетического и нормативного (целевого) подходов, что отражено на рисунке 15.







        

Генетический подход

 

Нормативный подход

 

 

 
 



Разработка политики, направленной на достижение желаемого результата

 
 




Рис. 15 -   Логика системного подхода к планированию


Процесс планирования всегда включает ряд элементов, которые отражены на рисунке 16.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Результаты

Средства

Ресурсы

Внедрение (алгоритм принятия решений)

Контроль


Рис. 16 -   Основные элементы процесса планирования


Планирование основывается на ряде методологических принципов, важнейшие из которых приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Принципы планирования

Принципы

Содержание

Системность

В процессе обоснования и принятия плановых решений необходимо учитывать сложный характер функционирования и развития предприятия как определенной социально-эколого-экономической системы.

Компетентность

В процессе обоснования и принятия плановых решений должны приниматься в расчет все возможные последствия его реализации как на предприятии, так и  во внешней среде.

Оптимальность

План должен ориентироваться на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития предприятия.

Адаптивность

Предусматривается возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как на самом предприятии, так и во внешней среде.

Ограниченность ресурсных возможностей

План должен ориентироваться на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.


Стратегическое планирование выступает составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа (рисунок 17). Этапы стратегического управления, как правило, частично могут совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.


1 этап

Определение долгосрочных перспектив развития предприятия (стратегия)

2 этап

Разработка комплекса мероприятий (заданий) по реализации стратегии развития предприятия

3 этап

Контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии развития предприятия

 

Рис. 17 -  Основные этапы стратегического управления


Реализация выбранной стратегии, или стратегическое управление, предусматривает корректировку стратегического плана. Оно осуществляется на основе общих принципов и правил управленческой деятельности. К числу наиболее распространенных из них следует отнести:

- контроль – используется в тех случаях, когда прогнозируется достаточно стабильное развитие предприятия;

- экстраполяция – применяется в тех случаях, когда на перспективу прогнозируется проявление тенденций, аналогичных предыдущему периоду;

- разработка принципиально новых стратегий – используется в том случае, когда в перспективе ожидается появление принципиально новых тенденций в развитии предприятия;

- принятие оперативных решений – целесообразно применять в тех случаях, когда в развитии предприятия возникают неожиданные ситуации, которые приводят к резкому изменению тенденций развития как предприятия в целом, так и отдельных подразделений. 

В процессе стратегического управления можно условно выделить пять аспектов:

1)                концептуальный – раскрытие содержания того, что надо делать;

2)                технологический – разработка механизма, то есть, как это надо делать;

3)                ресурсный – какие средства необходимо использовать;

4)                временный – указание сроков реализации и последовательности осуществления управленческих действий;

5)                организационно-управленческий – формирование необходимой организационной структуры стратегического управления.

Концептуальный

Технологический

Ресурсный

Временный

Организационно-

управленческий

 

Что надо делать

Как надо делать

Какие средства необходимо использовать

В какие сроки и в какой последователь-ности

Какая необходима организационная структура управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.