Рефераты. Исследование системы стратегического планирования

Функциональные стратегии развития предприятия разрабатываются соответствующими подразделениями. В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных целей (ориентиров), поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и просто противоречат друг другу. Искусство руководства состоит в сбалансировании интересов и координации разрабатываемых стратегий.

Стратегия маркетинга – детализация маркетинговой части стратегии предприятия, представляющая собой совокупность направлений ее деятельности на рынке и соответствующих принципиальных решений, ориентирующих отдельные мероприятия маркетинга на возможно более полную реализацию стратегии предприятия.

В соответствии с комплексом маркетинга обычно разрабатываются следующие стратегии: стратегия товара, стратегия цен, стратегия товародвижения, стратегия товаропродвижения. Стратегия маркетинга разрабатывается по каждому сегменту рынка (товару), но при этом делается попытка получения системного эффекта с точки зрения экономии затрат.

Финансовая стратегия предполагает формирование и определение направлений использования финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии развития предприятия.

Стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) выражает инновационную политику предприятия, позволяющую повышать и поддерживать конкурентный статус выпускаемой продукции. Обычно принято выделять защитную и наступательную стратегии НИОКР. Защитная стратегия направлена на сохранение своих позиций на рынке и чаще всего связана с поддержанием жизненного цикла выпускаемой продукции.

Наступательная стратегия НИОКР направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста.

Основные составляющие элементы стратегии НИОКР представлены на рисунке 11.

Технологическое прогнозирование и планирование

 

Структура НИОКР (собственные исследования или покупка патентов, «ноу-хау»)

 

Управление

НИОКР

 
 







Рис. 11 - Элементы стратегии НИОКР на предприятии


Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности предприятия в области выпуска продукции. При этом производственный процесс является наиболее стабильной деятельностью на практике, но и вместе с тем, в случае нестабильности на производстве потрясения для предприятия оказываются наиболее сильными.

Можно выделить три основные стратегические альтернативы стратегии производства на предприятии:

- полное удовлетворение спроса – предприятие производит столько продукции, сколько ее требуется на рынке;

-  производство продукции по среднему уровню спроса – накапливая запасы продукции при падении спроса и удовлетворяя возрастающую потребность за счет накопления;

- производство продукции по нижнему уровню спроса – когда недостающее на рынке  количество товаров производят конкуренты или предприятия-партнеры в рамках фирмы.

Важнейшие составляющие стратегии производства на предприятии отражены на рисунке 12.

Планирование производства и контроль

 

Повышение

производительности

труда

 

Человеческий фактор на

производстве

 
 







Рис. 12 - Основные элементы стратегии производства на предприятии.


Таким образом, стратегию можно рассматривать как обобщенную модель долгосрочных действий по управлению предприятием, необходимых для достижения поставленных целей. Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки долгосрочных целей и задач научно-технического, производственного, экономического,  социального и организационного характера, не только как фактор регулирующий деятельность предприятия до тех пор пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но и одновременно как средство связи объекта с внешней окружающей средой. 


1.2 Планирование как вид управленческой деятельности


Ключевым положением современной теории управления является системный подход, согласно которому процесс обоснования и выработки любого управленческого решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы.

Системный подход в управлении предполагает выделение:

-                     управляющей подсистемы, или субъекта управления;

-                     управляемой подсистемы, или объекта управления

Субъект управления – это управленческие работники (персонал) различных уровней иерархии управления, а объект управления – предприятие, на которое направлено управленческое воздействие. Объект и субъект управления находятся в процессе постоянного взаимодействия  (рисунок 13).

ОБЪЕКТ  УПРАВЛЕНИЯ

 

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 
УВ

 



                                                 КИф        

Обозначения:

УВ   – управленческое воздействие (управленческая информация);

Киф – информация о состоянии и функционировании объекта управления для корректировки управленческих воздействий.

Рис. 13 -   Процесс взаимодействия объекта и субъекта управления


Следовательно, процесс управления осуществляется посредством передачи информации в обоих направлениях: от субъекта к объекту управления и наоборот.

Предметом управления является информация, которая фиксирует условия перехода от существующего к желаемому состоянию объекта управления.

Результатом процесса управления является управленческое решение, которое направлено на повышение эффективности функционирования и развития предприятия.

По своему содержанию процесс управления – определенная последовательность взаимосвязанных действий (процедур), каждое из которых предполагает осуществление соответствующих функций.

Функция управления – относительно обособленные процессы деятельности управленческого работника, которые позволяют обосновывать, принимать и осуществлять управленческое воздействие. Их выделение происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления.

Каждая из функций рассматривается в качестве определенной стадии управленческого процесса.

Содержание и стадии процесса управления отражены на рисунке 14.

   Последовательность                    Стадии процесса         

   управленческих действий                   управления

 

 

Обоснование

управленческого

решения

 
 


                                                                                                     - анализ

2. Разработка стратегии реализации целей

 
                                                                                                     прогнозирование

                                                                                                     - планирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.