Рефераты. Исследование системы стратегического планирования

К числу важнейших черт стратегического планирования можно отнести: выбор стратегии развития предприятия всегда осуществляется в условиях неопределенности; многоцелевой характер выбора принимаемого планового решения; обеспечение потенциала для будущего успешного функционирования и развития предприятия; ориентация стратегического плана на долгосрочную перспективу; невозможность обеспечения последовательности плановых процедур и информационных потоков; осуществление процесса стратегического планирования в рамках сложившихся управленческих структур.

Принципиальная схема разработки стратегического плана непосредственно вытекает из его концептуальной модели (рисунок 2).

 

Анализ внешней деловой окружающей среды

 

1 ЭТАП

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 












Разработка функциональных стратегий

 
 


Рис. 2-  Принципиальная схема формирования плана

Исходным этапом стратегического планирования является стратегический анализ. Он требует четкого понимания того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, в каком направлении двигаться дальше.  Для того чтобы это определить, необходимо сформировать эффективную информационную систему, которая должна обеспечить данные для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Иными словами, главная цель стратегического анализа заключается в информационном наполнении процедуры стратегического планирования и управления. Вместе с тем он предполагает не только процедуру сбора информации, но и ее целенаправленно ориентированную оценку.

Основное содержание стратегического анализа отражено на рисунке 3.  

Оценки, ожидания, цели

 
 


 





Рис. 3- Содержание стратегического анализа.


В процессе стратегического анализа деятельности предприятия системно анализируются факторы внешней деловой окружающей среды и ресурсного потенциала организации (внутренних возможностей) для определения «текущего состояния дел» на предприятии и выявления условий для его дальнейшего успешного развития.

Обобщенная схема проведения анализа внешней деловой окружающей среды представлена на рисунке 4.

 






Социополитические факторы

- безработица                                      - демография                            - экология

- уровень потребления                       - налоговая система                 - регулирование внешне-

- стабильность государства               - антимонополизм                      экономической

                                                                                                          деятельности

 
 Общая (дальняя)             деловая окружающая среда                        




 







Конкурентный анализ:

 

- конкурентное окружение

- конкурентные позиции

- структура рынка



 
Специфическая (ближняя)   деловая окружающая среда




Рис. 4- Обобщенная схема проведения анализа внешней деловой окружающей среды


Анализ ресурсного потенциала предприятия предусматривает оценку ресурсов и эффективности их использования. При оценке ресурсов предприятия по каждому из основных и вспомогательных видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются как физические, человеческие, финансовые и нематериальные ресурсы. При оценке использования ресурсов предприятия исходят из того, что стратегический потенциал предприятия не просто набор перечисленных выше ресурсов, а система, в которой эти ресурсы взаимодействуют, то есть осуществляется их использование (рисунок 5).

Оценка ресурсов предприятия

 
 


Аудит

ресурсов

 

Использование

ресурсов

 

Контроль

ресурсов

 
 






Рис. 5- Основные аспекты оценки ресурсов предприятия


Следовательно, на этапе стратегического анализа формируется необходимая информация, позволяющая наиболее эффективно провести процесс целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

Результаты стратегического анализа оформляются в виде информационной базы стратегической решений, которая нуждается в постоянном обновлении и уточнении.

Стратегический анализ выступает важнейшим этапом управленческой деятельности при выработке эффективной стратегии, которая определяется следующими моментами: правильность обоснования и выбора долгосрочных целей развития предприятия, глубокое понимание закономерностей и особенностей функционирования и развития внешней окружающей среды, детальная и реальная оценка собственных ресурсов и возможностей развития предприятия.

Процесс целеполагания или определение политики предприятия, как второй этап стратегического планирования, предусматривает определение целей и задач развития, основываясь на информации, полученной на этапе стратегического анализа. Основные принципы формирования системы целей стратегического плана представлены на рисунке 6.

Достижимость

 

Гибкость (адаптивность к изменениям внешней среды)

 

Измеримость

 
 


ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ

К  СФОРМУЛИРОВАННЫМ  ЦЕЛЯМ

 
 




Стимулирование на достижение желаемого результата

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.