|
Как показывают данные табл. 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 11,73%. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет 6,66%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (96,48%). Удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 3,52%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции,
работ и услуг
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 2.
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб.(19296-17900), или на 7,8%.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
ΔП(vрп,уд) = 18278 - 17900 = +378 млн руб.
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель
План
План, пересчитанный на фактический объем продаж
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.