Рефераты. Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских това...

Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в про­центах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).

Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек об­ращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия (рис. 2). 


 

 

 

 


 

 


Рис. 2. Структура торговой надбавки торгового предприятия


В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свобод­ных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий тор­говли не регламентированы. Однако в соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 и постановлением Прави­тельства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполни­тельной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (вклю­чая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реали­зуемую на предприятиях общественного питания при образователь­ных школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведе­ниях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

В исключительных случаях, связанных с обострением негатив­ных процессов в экономике и финансовой системе, в целях под­держания стабильности на потребительском рынке, а также защи­ты населения от неоправданного повышения цен органы исполни­тельной власти субъектов РФ могут временно, до особого распоря­жения, вводить государственное регулирование цен на отдельные виды товаров первой необходимости и социального значения пу­тем ограничения торговой надбавки оптовыми и розничными пред­приятиями всех форм собственности, а также частными предпри­нимателями.

Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:


ПР = ВД – НДС – ИО,


где ПР – прибыль от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

 ВД – валовой доход от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

 НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

 ИО – издержки обращения, руб.

Налог на добавленную стоимость, по своей сути, является на­логом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. Этот налог является федеральным, его ставка и порядок начисления определяются на федеральном уровне. В настоящее время ставка налога на добавленную стоимость в торговле установлена в размере 20% объема реализованных товаров. Исключение составляют хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты (за исключе­нием мороженого), продукты детского и диабетического питания, промышленные товары для детей (по утвержденному перечню), по которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 788 ставка налога на добавленную стоимость уста­новлена в размере 10%.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все производители товаров (работ и услуг). Порядок налогообложения прибыли у предприятий розничной торговли имеет свои особенно­сти. Так, если объектом налогообложения у производителей това­ров и предприятий оптовой торговли является объем реализованной продукции (работ и услуг), то у предприятий розничной тор­говли – сумма валового дохода, полученная от реализации товаров. В этой связи ставка налога на добавленную стоимость на предприя­тиях розничной торговли является расчетной и представляет собой долю налога на добавленную стоимость в валовом доходе. Так, если принять валовой доход розничного торгового предприятия без НДС за 100%, то валовой доход с НДС составит: 100% + 20% = 120%, а ставка НДС будет равна:


20 / 100 + 20 · 100 = 16,67%,


по товарам со ставкой НДС, равной 10%:


10 / 100 + 10 · 100 = 9,09%.


Предприятия розничной торговли, которые осуществляют реа­лизацию товаров с различными ставками налога на добавленную стоимость, обязаны организовать раздельный учет поступления и реализации этих товаров. В противном случае при исчислении сум­мы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюд­жет, применяется высшая ставка налога – 16,67%.

В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вво­дится в действие законами субъектов Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реали­зующими товары (работы, услуги) на территории соответствую­щих субъектов РФ.

Объектом налогообложения по налогу с продаж является сто­имость товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную сто­имость и акцизы для подакцизных товаров, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных про­дуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видео­продукции и компакт-дисков и др.).

Не является объектом налогообложения по налогу с продаж сто­имость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, карто­феля, продуктов детского и диабетического питания; детской одеж­ды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий и ряда других работ и услуг.

Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5%. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке про­центная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате поку­пателю (заказчику).

Законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации, устанавливая налог с продаж, определяют конк­ретную ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация ко­торых освобождается от налога с продаж.

Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:


ПФХД = ПР ± СДР,


где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной

 деятельности, руб.;

ПР – прибыль от реализации, руб.;

СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных до­ходов

и расходов, руб.

В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должни­ком штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за наруше­ние условий хозяйственных договоров, а также доходы от возме­щения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.

В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты на содержание законсервированных мощнос­тей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источ­ников); затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сдел­кам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбит­ражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяй­ственных договоров, а также расходы по возмещению причинен­ных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереаль­ных для взыскания, и др.

Одним из самых значительных видов внереализационных расхо­дов торговых предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов. К таким налогам и сборам относятся:

Ø     целевой сбор на содержание правоохранительных органов (налогооблагаемая база – квартальный фонд оплаты труда, рассчи­танный исходя из среднесписочной численности работников пред­приятия и установленного размера минимальной оплаты труда);

Ø     сбор на нужды образовательных учреждений (налогооблагаемая база – фактически начисленная сумма фонда оплаты труда);

Ø     налог на содержание жилищного фонда и объектов социаль­но-культурной сферы (налогооблагаемая база – валовой доход без налога на добавленную стоимость; подлежит уплате в бюджет сум­ма налога за минусом расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы);

Ø     налог на имущество предприятий (налогооблагаемая база – среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества);

Ø     налог на рекламу (налогооблагаемая база – стоимость рек­ламных мероприятий без налога на добавленную стоимость).

Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный по­казатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону умень­шения в соответствии с положениями действующего законодатель­ства.

До 1 января 1995 г. торговым предприятиям разрешалось отно­сить на издержки обращения расходы по ряду позиций не в факти­чески произведенных суммах, а только в пределах норм, установ­ленных Министерством финансов РФ. Это касалось командировоч­ных расходов, представительских расходов, расходов по содержа­нию легкового автотранспорта, оплате процентов по рублевым и валютным кредитам на производственные нужды, расходов на рекла­му, расходов на подготовку кадров по договорам с учебными заве­дениями. Постановлением Правительства России от 1 июля 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе зат­рат по производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю­чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке фор­мирования финансовых результатов, учитываемых при налогооб­ложении прибыли" эти ограничения были сняты. Однако отмена этих ограничений распространяется только на порядок отражения этих затрат в бухгалтерском учете предприятий. Для целей налого­обложения названные выше затраты принимаются по-прежнему в пределах установленных норм и нормативов, т.е. налог на прибыль рассчитывается исходя из суммы валовой прибыли, увеличенной на величину превышения фактически произведенных расходов по отмеченным позициям над суммами, определенными исходя из установленных предельных норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.