Рефераты. Анализ финансовых результатов прибыли

налогооблагаемая прибыль (разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бума­гам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законо­дательством, которое периодически пересматривайся);

чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономичес­ких санкций и прочих обязательных отчислений);

капитализированная (реинвестированная) прибыль— это часть не­распределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. фонд накопления;

потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой при­были, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию Предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Как показывают данные табл. 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 21,85%. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет 1,7%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (83,6%). Удель­ный вес операционных финансовых результатов составляет всего 12,6%, но с развитием рыночных отношений он может быть значи­тельно большим.

2.2.Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (УРП); ее структуры (Уд,); себестоимости (С,) и уровня среднереализациоиных цен (Ц,).      

П=Σ (VPПобщ*Удi(Цi-Сi))

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема про­даж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реали­зации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличит­ся доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна Прибыли:

снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональ­но прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли, можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 2.           

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объе­ме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации про­дукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставле­ния фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном вы­ражении (если продукция неоднородна по своему составу). На дан­ном предприятии выполнение плана по реализации составляет:


Крп = (VPПф/VPПпл) = (18405/20500) = 0,9


Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13930тыс. руб. (15 477*0,9).      

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при плановой себесто­имости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выруч­ки вычесть условную сумму затрат:

  Σ (VPПia*Цiпл)-Σ (VPПia*Сiпл)

81 032-65534= 15498тыс.руб.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и це­нах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от факти­ческой суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

  Σ (VPПiф*Цiф)-Σ (VPПiф*Сiпл)

97 120 - 65 534 = 31 586 тыс. руб.

По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции ΔПvрп=Пуслl-Ппл

13930- 15 477 =-1547 тыс. руб.;

структуры товарной продукции .  ΔПстр = Пусл2 - Пусл1 = 15 498 - 13 930 = +1568 тыс. руб.;

отпускных цен

ΔПц = Пуслз - Пусл2 = 31 586 - 15 498 = +16 088 тыс. руб.;

себестоимости реализованной продукции ΔПс = Пф-Пуслз = 18 597 - 31 586 = -12 989 тыс. руб.

Итого+3120тыс.руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыпол­нен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Рос­ту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также измене­ния в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реали­зации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продук­ции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибы­ли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина кото­рой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи про­дукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П=VPПi (Ui-Ci).               

Методика расчета-влияния факторов способом абсолютных раз­ниц (на основании данных табл. 4):

ΔПурп =(УРПф- УРГи.Щпл - Спд) = = (12 546 - 10 455) • (5,0 - 4,0) =+2091 тыс. руб.;

ΔПц = (Цф - LU -УРПф = (6,0 - 5,0) • 12 546 = +12 546 тыс. руб.;

ΔПс = -(Сф - С„л) -УРПф = -(4,8-4,0) • 12 546 =-10 037 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 4 показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное, а какие - отрицательное влияние и в какой степени.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

2.3.Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реали­зуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом ценовая политика дол­жна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров

Данные табл. 6 показывают, что анализируемое предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на продукцию, которая пользуется бо­лее высоким спросом. В итоге предприятие сумело увеличить рента­бельность капитала за счет наращивания суммы оборота.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчет­ный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъ­юнктура рынка сроки реализации, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высо­кое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и на­оборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ΔЦкач) можно определить по формуле:


ΔЦкач = ((Цll – Цll)*VPПll)/ VPПобщ

По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от пла­нового по каждому сорту умножается на плановую цену единицы про­дукции соответствующего сорта и результаты суммируются:

ΔЦ = Σ(Удiф – Удiпл)Цiпл

Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в п. 1.4. Данные табл. 1.7 показы­вают, что в результате повышения удельного веса продукции I сорта и уменьшения 11 сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб.

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены ре­ализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл.6) и сро­ков реализации (табл. 7).

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на на 53,6 руб., а сумма прибыли - на 672,5 тыс. руб. (53,6 руб. • 12 546 шт.).


В связи с увеличением доли несезонных продаж в общем его объе­ме средняя цена реализации по изделию А снизилась на 66 руб.

Если на протяжении года произошло изменение цен на продук­цию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализа­ции после изменения цены и делится на общее количество реализо­ванной продукции за отчетный период.

В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 8).

 

2.4.Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы.

К операционным доходам относятся проценты к получению по об­лигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.