Рефераты. Способы обеспечения законности в государственном управлении

Глава 4. Контрольно-надзорная деятельность органов административной власти.

Проблема определения данной правовой категории.

Административный надзор определяется некоторыми авторами как “надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм”.11 Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1996. С.245. Для определения надзора можно дать иную формулировку : административный надзор - систематическая деятельность административных органов (инспекций , федеральных надзоров) по обеспечению исполнения специальных правил , норм и стандартов всеми субъектами не входящими в систему надзирающего органа. В Российской юридической энциклопедии содержится определение административного надзора как - специального вида правоохранительной деятельности управомоченных органов государственного управления и должностных лиц выражающийся в контроле за точным и единообразным соблюдением правил , инструкций и других правовых актов межотраслевого характера гражданами, общественными объединениями, организациями, учреждениями, ведомствами, должностными лицами22 Российская юридическая энциклопедия. - М.: “Инфра-М” , 1999. С. 558..

По мнению некоторых учёных административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля , суть которого состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм , общеобязательных правил , закреплённых в законах и подзаконных актах. Такой надзор осуществляется в отношении органов исполнительной власти , предприятий различных форм собственности, организаций , общественных объединений , учреждений и граждан. Наблюдение , при этом , не ограничивается получением информации о состоянии законности на подконтрольных объектах . В случае выявления нарушений уполномоченные лица применяют меры принуждения и ответственности , способствуя активному восстановлению права , то есть приведению правоотношения в соответствующее норме закона состояние. По мнению кандидата юридических наук Шалумова М.С. административный надзор есть не что иное как вневедомственный контроль органов государственного управления за исполнением законов организациями и гражданами.11 Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов : разграничение компетенции и ответственности// Государство и право. - 1999. - № 1. - С. 82. При этом в указанной в сноске статье Шалумов М.С. приходит к данному выводу сравнивая контрольно-надзорную деятельность административных органов с собственно надзором прокуратуры , принимая во внимание , что органы прокуратуры изначально создавались как надзорные. Такой же точки зрения придерживались Л.А. Николаева , положившая в основу разграничения этих видов деятельности определённые критерии, во первых : основная задача , для разрешения которой создан тот или иной орган ; характер полномочий этих органов ; положение занимаемое каждым из них в системе государства. По её мнению , основной задачей органов госконтроля является проверка фактического исполнения нормативных актов , оценка количества и качества результатов деятельности , целесообразности выбора средств и способов управления. Органы госконтроля наделены административными полномочиями для устранения выявленных нарушений и наказания виновных , каковых нет у прокуратуры. При этом органы госконтроля входят в общую систему органов исполнительной власти.22 Николаева Л.А. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля. // Вопросы теории и практики прокурорского надзора / Тематический сборник . - М., 1975. - Вып. 1 - С. 164-166. Аналогичным образом отграничивали прокурорский надзор от других видов государственной и контрольной деятельности С.Г. Новиков и М.Ю. Рагинский.33 См.: Новиков С.Г., Рагинский М.Ю. Прокуратура в системе советского государственного аппарата.// Правоведение . - 1974. - № 3. - С. 46. В.Д. Даев и М.Н. Маршунов проводят различия между надзором и контролем по их отношению к своему к своему предмету, по самому предмету , по пределам (границам) надзорной и контрольной проверок. По их мнению , надзор , в отличии от контроля , всегда осуществляется извне, по отношению к объектам иных систем , тогда как контроль может осуществляться и внутри системы. Надзор предполагает наличие заранее установленных параметров поднадзорной деятельности , тогда как сфера контроля не ограничена ; предметом надзора может быть и деятельность самих контролирующих органов , обратное же исключено. В отличии от контролирующих органов , проверяющих не только законность но и целесообразность деятельности надзор прокуратуры предполагает только проверку законности.11 Даев В.Г. , Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - Л., 1990. С. 42-43. В Е. Чиркин писал : “… Практически во всех государствах в той или иной форме наряду с таким однопрофильным , “ведомственным” (“побочным”) контролем существует административный надзор , т. е. Тоже контроль. Такой контроль имеет “частичный” характер.”22 Чиркин В.Е. Контрольная власть.//Государство и право. - 1993. - № 4 . - С.11-12. Анализируя различные доводы в отношении контроля и надзора Шалумов М.С. приходит к следующим выводам :

1.Для прокуратуры надзор - главная , основная функция , из существа которой вытекают все другие - дополнительные. Контроль же органов административной власти не единственная и не основная функция.

2.Исходя из статуса прокуратуры и её места в государственном механизме , прокурорский надзор распространяется на все органы исполнительной власти (включая и контрольно-надзорные), а также законодательной и судебной властей , на акты коммерческих и некоммерческих организаций. Контроль исполнительной власти распространяется в основном на коммерческие организации и граждан. В сферу госконтроля , как правило , не входят законодательные органы власти и органы местного самоуправления , суд и прокуратура ( в этой связи не взята в расчёт хозяйственная деятельность соответствующих ведомств , как не имеющая прямого отношения к обеспечению законности)

3.Предметом государственного контроля является (как указывалось выше) оперативная деятельность подконтрольных субъектов. Предметом же прокурорского надзора является исключительно исполнение законов органами власти , управления и контроля.

4.Органы госконтроля ограничены в своей деятельности определённым кругом возникающих правоотношений. Прокурорский надзор ограничен кругом поднадзорных субъектов.

5.Поскольку вся деятельность подконтрольных субъектов регламентирована нормативными актами , включая локальные , то осуществление контроля становится равнозначным вмешательству в саму эту деятельность. В надзоре прокуратуры такое вмешательство отсутствует.

6.Пределы прокурорского надзора определяются не только предметом , но и основаниями для прокурорского вмешательства. Проверки контролирующих органов производятся систематически.

7.Полномочия органов государственного контроля носят , как правило, административный характер : приостановка деятельности предприятия , цехов , участков , отказ в приёмке объекта , т. е. происходит устранение нарушения закона своей властью. Прокуратура не наделена административными полномочиями , но , в то же время , анализ полномочий прокуратуры говорит об их универсальности в связи с наличием возможности комплексно подходить к устранению нарушений закона.11 Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. - 1999. - № 1. - С. 82- 84.

Так или иначе характер деятельности административных органов , для отнесения её к контролю или надзору следует определить исходя из выраженности преобладающих признаков свойственных этим двум правовым явлениям :

- признак распространённости надзора на все объекты независимо от ведомственной подчинённости в прокурорском надзоре более выражен чем в надзоре административном. В то же время общественному контролю подвержены все действия и решения всех должностных лиц если они затрагивают права граждан.

- отсутствие организационной подчинённости между субъектом и объектами надзора является сходным признаком , однако многие государственные органы осуществляющие административный надзор относятся к одной ветви власти . В то же время контроль может осуществляться одной ветвью власти по отношению к другой . Органы же прокурорского надзора , считаю можно отнести к власти государственной , что говорит об особом характере осуществляемой этими органами деятельности.

- принудительность , обязательность требований должностного лица обеспеченная мерами административного принуждения и механизмом их реализации является единственным существенным отличительным признаком административного надзора.

- систематичность (инспектирование) проведения административного надзора свойственна и контролю (например , созданы структуры Федеральных инспекторов в субъектах РФ - сугубо контрольного органа или систематическая деятельность Счётной Палаты).

- нормотворчеством в технико-юридических правилах занимаются и иные ветви власти , то есть этот признак не свойственен только надзору прокуратуры (так как надзирающему не дано вводить обязательные установления). Это свойство сближает собственно контроль и административный надзор , так как в контрольной деятельности установление правил и требований является основным организующим элементом.

- применение разнообразных предупредительных мер ( карантины , приостановление деятельности , запрещение деятельности или работ , закрытие границы, изъятие продуктов и предметов представляющих опасность для общества и людей) на основании специальных правил и нормативов , оказывают непосредственное влияние на течение хозяйственной деятельности поднадзорного объекта , что равнозначно вмешательству в подконтрольную деятельность. Данный признак абсолютно не свойственен прокурорскому надзору.

- объектом надзора является оперативная деятельность обязанных нормой или правилом лиц , результаты деятельности , что свойственно и контролю.

- ограниченность круга возникающих отношений , являющихся предметом надзора , является признаком свойственным также и контролю , так как при бухгалтерской проверке или ревизии , к примеру , не проверяется соблюдение таможенного законодательства.

- возможность устранения своей властью вредных последствий выражена как в административном надзоре так и в контрольной деятельности.

Для обобщения и подтверждения сделанных выводов необходимо осуществить анализ действующего законодательства в области надзорно-контрольной деятельности органов административной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.