Рефераты. Способы обеспечения законности в государственном управлении

К способам обеспечения законности Лунёвым А.Е. относились :

1.Контрольно-надзорная деятельность Советов народных депутатов ;

2.Деятельность органов прокурорского надзора ;

3.Судебный контроль ;

4.Арбитражный контроль ;

5.Партийный контроль ;

6.Государственный контроль;

7.Внутриведомственный контроль;

8.Общественный контроль.11 Лунёв А.Е. Обеспечение законности в советском государственном управлении. - М., 1963. С. 4.

Студеникина М.С. выделяет как способы обеспечения законности :

1)Контроль представительных органов ;

2)Контроль органов государственного управления ;

3)Контроль суда;

4)Контроль прокуратуры.22 Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. - М., 1974. С. 14.

Манохин В.М. относит к способам обеспечения законности :

1.Контрольная деятельность органов государственной власти ;

2.Контрольная деятельность исполнительно-распорядительных органов ;

3.Прокурорский надзор ;

4.Судебный контроль.11 Манохин В.М. Советское административное право. - Саратов, 1968. С. 223.

Шориной Е.В. выделяется :

1)Государственный контроль ;

2)Контроль общественных организаций , трудовых коллективов ;

3)Контроль гражданина непосредственно22 Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. - М., 1981. С. 43..

Кармолицкий А.А. в монографии “Административно правовое регулирование надведомственных полномочий государственных инспекций” приводя деление способов различных авторов выделяет общее для всех явление - государственный контроль. Далее он приводит классификацию государственного контроля на виды в зависимости от субъектов его осуществляющих, а также от объёма и характера полномочий этих субъектов выделяя :

1) контроль осуществляемый органами государственной власти.

2) Контроль осуществляемый органами управления общей компетенции

3) Контроль осуществляемый органами межотраслевой компетенции

4) Контроль осуществляемый органами отраслевой компетенции

5) Контроль осуществляемый финансовыми и представительными органами

6) Народный контроль

7) Административный надзор.33 Кармолицкий А.А. Административно правовое регулирование надведомственных полномочий государственных инспекций. - М., 1985. С. 24.

На современном этапе целесообразно , в первую очередь , подразделять способы обеспечения законности на контроль и надзор. Контроль в свою очередь подразделяется на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления включает :

А/ Контроль внутриведомственный

Б/ Контроль внешний (вневедомственный)

В/ Контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти)11 Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. - 1999. - № 1. - С. 82.

Общественный контроль заключается в :

А/ Контроле граждан непосредственно и через свои объединения

Б/ Деятельности средств массовой информации

В/ Выборах во все органы власти

Надзор в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на :

1.Судебный контроль (надзор)

2.Надзор органов прокуратуры

3.Административный надзор (контроль)

Надзорно-контрольные функции обеспечения законности можно рассматривать с учётом следующих общих признаков , и через :

1.Наличие специальных правовых актов , регламентирующих порядок осуществления той или иной деятельности субъектами права ;

2.Наличие системы специально уполномоченных законом органов , осуществляющих контроль за реализацией специфических правовых норм ;

3.Наличие специальных методов деятельности уполномоченных органов ;

4.Наличие специфических актов , издаваемых уполномоченными органами различных по характеру и юридической силе.

Обобщённо контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.11 Административное право/ Под ред. Козлова Ю.М. Попова Л.Л. - М., 1999. С. 433. В системах управления контроль является важным видом обратной связи , посредством которого субъекты управляющего воздействия получают информацию о фактическом положении дел , течении процессов деятельности и результатах управляющего воздействия. Соответственно от своевременности проведения контроля зависит возможность изменить ход деятельности в случае его отклонения от заранее заданных параметров , предотвратив нежелательные последствия либо уменьшив их. Посредством контроля субъекты его реализующие выясняют , соответствует ли деятельность органов исполнительной власти , а также действия должностных лиц предписаниям правовых норм.

Сущность и назначение контроля состоит в :

- наблюдении за функционированием подконтрольных объектов , получении объективной информации о выполнении ими правил и поручений , их текущем состоянии.

- анализе полученной информации , выявлении тенденций , закономерностей , их обуславливающих причин , разработке прогнозов.

- принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины , ущерба , вредных последствий ( в том числе и морально-идеологического характера) , нецелесообразных действий и неоправданных расходов , пресечении продолжающейся противоправной деятельности.

- анализе и учёте совершившихся нарушений , определении причин и условий способствовавших их совершению

- выявлении виновных должностных лиц и привлечении их к персональной ответственности либо самими контролирующими органами либо иными компетентными лицами (органами).

Некоторые авторы определяют надзор как разновидность (часть) контроля , как , например Бахрах Д.Н. и Кармолицкий А.А. , а некоторые определяют надзор как самостоятельное понятие (Козлов Ю.М. Попов Л.Л.). Контроль и надзор имеют как ряд сходных черт , так и существенных отличий , делающих эти два понятия достаточно разнородными явлениями. Однако , в обыденном понимании значение слов “надзор” и “контроль” одинаково : это наблюдение или постоянное наблюдение с целью присмотра , проверки за кем (или чем)-нибудь , за соблюдением каких-нибудь правил.11 Ожегов С.И., Шведкова К.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1994. С. 286, 371.

Если рассматривать эти два понятия :

1.С точки зрения объёма обследуемой деятельности управляемых объектов , то в рамках контроля деятельность проверяется шире , так как выявляется её соответствие не только закону но и указаниям вышестоящих органов данным ранее , а кроме этого анализируется практические результаты хозяйственной деятельности с точки зрения рациональности. В рамках надзора деятельность проверяется только на соответствие закону (нормативному акту).

2. По полномочиям и силе последствий в части принимаемых органами контроля и надзора по результатам проверки мер , то надзор выделяется в отдельную процедуру деятельности по обеспечению законности. Органы надзора вправе применять меры (административного) и даже уголовного принуждения. Органы прокуратуры вправе ограничиться мерами предупреждения нарушения , вправе привлечь виновных к уголовной ответственности , обращаться в судебные органы непосредственно для восстановления права , отменять незаконные акты органов предварительного расследования (дознания) , опротестовывать постановления органов административного надзора. Кроме этого прокуратура вправе осуществлять #G0координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью , что само по себе является текущим руководством деятельности органа административной власти. (То есть меры органа надзора не ограничиваются выявлением нарушения права а продолжаются активными мероприятиями направленными на восстановление отношения в правовых рамках.)

Так , используя сравнительный метод исследования здесь и далее можно определить , что контроль как способ обеспечения законности характеризуется определёнными признаками :

А/ между контролирующим органом и подконтрольным объектом чаще всего существуют отношения служебной подчинённости (подведомственности)

Б/ в процессе контроля деятельность контролируемого проверяется не только на соответствие закону но и исходя из дисциплины , нравственности и целесообразности.

В/ контролирующий чаще всего наделён правом отменять решения контролируемого

Г/ в соответствующих случаях контролирующий субъект вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому субъекту за совершённые или допущенные нарушения.

Д/ контролирующий орган или должностное лицо вправе давать обязательные указания касающиеся текущей деятельности контролируемого объекта (органа)

Е/ контролирующий может не входить в систему государственной власти

Ж/ контроль может осуществляться в отношении процесса или явления неживого мира или обстановки в целом , как совокупности элементов живого и неживого мира.

З/ Предметом контроля является оперативная деятельность подконтрольных субъектов по фактическому исполнению законов , подзаконных нормативных актов , инструкций , указаний , а также количественные и качественные результаты этой деятельности.11 Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов : разграничение компетенции и ответственности// Государство и право. - 1999. - № 1. - С. 83.

Контрольная деятельность может осуществляться в очень разнообразных формах , это: заслушивание отчётов , информации и сообщений , различные проверки , экспертизы финансовой и хозяйственной деятельности , наблюдение за действиями контролируемого объекта (субъекта) , получение текущих сводок , изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей в государственной службе , координация деятельности подконтрольных органов , и др. То есть контрольная деятельность ограничивается получением информации посредством , обычно , наблюдения и её анализом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.