Рефераты. Профилактика правонарушений среди осужденных

Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила А. С. Новоселова Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг в системе средств нравственного перевоспитания осужденных женщин, содержащихся в ИТК. Ч.1. Пермь. 1985. С. 5. (груп-пы по 10 - 15 чел.) в программе педагогического аутотренинга, включающей и массовый вариант. Программа выдержала мно-жество редакций. Она существует более 10 лет. Сейчас в стране по этим программам проводится крупномасштабный экспери-мент. Применяется направленное внушение и самовнушение, вос-питание и самовоспитание, психогигиена и психопрофилактика.

При исполнении лишения свободы могут применяться раз-личные направления групповой профилактики (воспитание, ле-чение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы - и групповая пси-хотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т. п. с использованием различных приемов: психо-драма и социодрама, совместное участие в творческой деятель-ности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гип-ноз, аутотренинг, йога и т. д. Чем разнообразнее, тем лучше.

Разработка новых конкретных методик групповой профилак-тики преступлений, кроме уже применяющихся у нас в стране и за рубежом, крайне необходима.

Поскольку в ИУ наиболее актуальна конфликтная кримино-генная ситуация, рассмотрим разработанные в литературе мето-ды ее выявления, предупреждения, разрешения.

Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:

криминолого-психологическое исследование в ИУ;

оперативные приемы выявления;

выход на место, обход жилых и производственных зон, рейды
и иные способы.

При этом следует обращать особое внимание на Сафронов А.Д., Никоноров М.Г. Криминологическая характеристика и меры профилактики хулиганства в ИТУ. Москва. 1983. С. 58.: а) ранее враж-довавших между собой либо родственников, друзей враждующих; б) склонных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т.п.; в) склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; г) обладающих повышенной агрессивнос-тью, например истерических и возбудимых психопатов; д) презирае-мых основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пас-сивные гомосексуалисты, «крысятники», т. е. ворующие у «своих» же и др.); е) лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попа-дающих в зависимость от других, например тормозимых психопатов.

Методы предупреждения конфликтных ситуаций: Бабаян С. Меры поощрения и взыскания в практике работы мест лишения свободы. Ведомости УИС. 2002. №8. с. 66

1) формирование у осужденных навыков правильных взаимо-отношений, общения;

создание различных советов бригад, бригадиров, профилакти-ки правонарушений и т. д., которые должны умерять пыл от- дельных «активистов»;

контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;

дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной и корыстной;

5) изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;

разложение отрицательных группировок осужденных как не-устойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются пу-тем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осуж-денных как внутри колонии, так и в другие учреждения, а также применение иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной кон-центрацией различных «воров в законе», авторитетов, лидеров в одной колонии, едином помещении камерного типа, в тюрьме, например так называемый «Белый лебедь» Снырцев В.И. Строго по закону. Воры - кто они? Москва. 1983. С.14-16.; постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;

организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и пр.;

поддержка, развитие и использование существующих груп-пировок осужденных положительной направленности, «семей»;

создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;

социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» -- введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногла-сия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой не- обходимо взаимодействие.

создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авто-ритетом, могли бы проявить качества, способствующие фор-мированию уважительного к ним отношения.

Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ путем внедрения в качестве субъекта Усс А.В. Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насильственными посягательствами. Красноярск. 1984. С. 47-48:

1) переориентирование субъектов ситуации путем инфор-мирования о действительном положении дел, беседа с субъек-тами ситуации;

2) сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуж-дения к обоим;

3) разобщение субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отда-ленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, от- ряд; б) изоляции в штрафной изолятор или помещение ка-мерного типа; в) этапирования в другое ИУ.

Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступле-ний в ИУ, которые можно разделить на методы: изучения осуж-денных, выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных, учета, контроля и воздействия на них Савихин А. Предупреждать преступность, взаимодействуя по всем направлениям. Ведомости УИС. 2003. №3. С.31-32

.

Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику при-ложения: а) анализ документов - уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в ко-торую он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными и др.

Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: а) оперативные способы, б) приемы изуче-ния окружающей микросреды, в) средства проведения кри-минально-психологического, криминопенологического иссле-дования и др.

Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; системати-чески или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным иг-рам; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших по-стоянного места жительства; переведенных в ИК из ВК; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессивный стереотип поведения, вообще склонных к насилию; гомосексуалистов и др.

Методы учета «отклоняющихся» от норм осужденных в исправительных учреждениях можно подразделить на картотечный, встречающийся еще во многих учреждениях, осо-бенно с особыми условиями хозяйственной деятельности (лес-ных), в связи с недостатками госбюджетного финансирова-ния, разорения колоний и пр.; компьютерный учет, заключа-ющийся в собрании всей информации на «отклоняющихся» в исправительном учреждении осужденных, который внедрен в экспериментальных учреждениях, а также в тех колониях, которые нашли свое место в новой экономической системе и могут позволить себе приобретение компьютеров для этих целей; перфорационный учет в наше время в колониях прак-тически уже не встречается.

Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:

контроль при помощи оперативных приемов;

монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обсле-дование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами «отклоняющихся» от норм осужденных при работе в колонии какой-либо исследо-вательской группы или осуществляемого по специаль-ному заказу, например в колониях для пожизненно осужденных;

осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, провер-ка посылок и передач, прослушивание телефонных пере-говоров осужденных, которые осуществляются в обязательном порядке относительно всех осужденных незави-симо от их поведения;

беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.

Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:

1) аудио- и видеозапись индивидуального приема осужден-ного с выдачей ему кассеты для работы над собой;

внушение, гипноз, аутотренинг под руководством психо-лога учреждения, направленное самовоспитание;

индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в некоторых воспи-тательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского пола;

«хобби» в процессе производства и досуга с целью сня-тия тревожности. Занятия в колониях весьма распрост-ранены, ибо это еще и путь заработка, занятия какого-либо привилегированного положения в колонии.

приобщение к творческим занятиям путем издания га-зет, журналов осужденных, проведения конкурсов автор-ской песни, чтения собственных стихов и др. Во многих колониях сейчас возродилось издание газет и журналов осужденных;

беседы;

перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения нака-зания;

помещение в штрафной изолятор, помещение камерно-го типа и другие средства взыскания;

задержание и применение специальных средств (наруч-ники, дубинка, газовое воздействие и др.);

просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами, визуально невоспринимаемыми;

использование общественного мнения осужденных с це-лью выдвижения кого-нибудь или, наоборот, для дискре-дитации и др.

Таким образом, методы профилактического воздействия на осужденных в местах лишения свободы весьма разнообразны и необходимо четко различать методы микросредовой профилак-тики, например по выявлению внешних условий преступлений (проверки, инспекция, надзор и т. п.), их устранения и компенсации (комплексные профилактические операции, вне-дрение современных достижений спецтехники и др.). Кроме того, методы групповой профилактики (групповая психотерапия, уп-ражнения, игры, проповедь и т. п.) и индивидуальной, разделяе-мые на методы выявления (анализ документов, опросы и т. п.), изучения (тестирование, наблюдение и т. д.), учета (компьютер-ный, перфорация и др.), контроля (перлюстрация корреспонден-ции, обыски и т. п.), воздействия (средства поощрения и взыскания, приобщение к творческим занятиям и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.