Рефераты. Профилактика правонарушений среди осужденных

в) низкая исполнительская дисциплина отдельных работ-ников, в том числе руководителей частей, служб, колоний, отделов и управлений по исполнению уголовных наказаний в части организации контроля по выполне-нию приказов, указаний, директив МВД РФ, касающихся безопасности, совершенствования оперативно-розыскной и предупредительной работы;

г) отсутствие постоянной и качественной информации у ад-министрации о негативных явлениях и процессах, проис-ходящих в среде осужденных, а главное - о конфликтных криминогенных ситуациях или неполнота этой информа-ции, а также ненадлежащий ее учет и особенно оценка, проистекающие в основном из незнания должностными лицами показателей криминализации ситуаций, мер, необходимых к принятию в типичных ситуациях на данный момент, и из недостатков организации работы по обеспеч-ению безопасности и оперативной работы;

д) непринятие своевременных мер по выявлению лидеров среди отрицательной части осужденных, авторитетов пре-ступного мира, «воров в законе», враждующих группиро-вок и по разложению их изнутри с целью предупрежде-ния групповых и массовых эксцессов, насильственных преступлений и т. п.

Кроме того, в криминологической литературе внешние усло-вия в зависимости от непосредственных задач частей и служб ИУ, объекта их деятельности делятся тоже на две группы Елеонский В.А., Лухтин Ю.А. Борьба с хулиганством в ИТУ. Рязань, 1981.:

условия, создающие физическую возможность для совершения преступлений в местах лишения свободы, которые заклю-чаются в основном в недостатках охраны и надзора за осуж-денными как в жилой, так и производственной зонах, что на-ходит проявление в совершении ряда нарушений режима, приводящих в конечном счете к преступному поведению (раз-личные виды обращения с запрещенными веществами и пред-метами, особенно проникновение наркотиков, спиртного, колюще-режущих предметов, оружия, кроме того, пьянство, игра карты и другие азартные игры, установление нелегальных связей с вольнонаемными служащими, администрацией и др.). Эта группа условий, как понятно, проистекает в основном из упущений в деятельности службы охраны, оперативной части, службы безопасности колоний и тюрем.

условия, являющиеся следствием недостатков процесса по исправлению и перевоспитанию осужденных, т. е. по искорене-нию у них криминогенных мотиваций (извращенных потреб-ностей, негативных ценностных ориентации, отрицательно-эмоциональных установок и т. п.). В свое время они привели к совершению преступления и осуждению к наказанию в виде лишения свободы, т. е. такие обстоятельства, которые связаны прежде всего с целевым назначением колоний и тюрем. В свою очередь эта группа условий является следствием недостатков деятельности отделов по воспитательной работе.

Таким образом, внутренние причины преступного поведе-ния в ИУ заключаются в криминогенной мотивации поддер-жания престижа в среде осужденных, внутренние условия - в особенностях психической и психофизиологической среды осужденных, прежде всего в их тревожности, интровертированности, эмоциональной нестабильности и т. п., внешние причи-ны - в конфликтной криминогенной ситуации между осуж-денными, администрацией и другими субъектами, а внешние ус-ловия - в особенностях микросреды исполнения наказания при изоляции.

Изучение причин и условий побегов из-под надзора свидетельству-ет о том, что они совершаются, как правило, в результате отсутствия контроля за деятельностью подчи-ненных учреждений со стороны аппаратов территориальных органов УИС, формального или халатного отношения некоторых руководите-лей и их подчиненных к выполнению своих служебных обязанностей, иг-норирования требований нормативных актов, низкого уровня организа-ции и несения службы сотрудника-ми отделов безопасности, отсут-ствия комплексного подхода к осу-ществлению постоянного контроля за осужденными, упущений в орга-низации их трудовой занятости и неудовлетворительного коммуналь-но-бытового обеспечения спецкон-тингента.

Служебные расследования по фактам побегов иногда проводятся на крайне низком профессиональ-ном уровне. В заключениях не дает-ся полная и объективная информа-ция о личностных характеристиках осужденных, их совершивших, не называются конкретные причины, способствующие побегу. Все объяс-нения сводятся к стандартным фра-зам о плохом надзоре и контроле за осужденными и об отсутствии опе-ративной информации. В итоге, как правило, предлагается наказать со-трудников, виновных в их допуще-нии. Меры по устранению причин и условий, способствующих соверше-нию побега, не принимаются.

Отрицательно влияет на эффек-тивность работы оперативно-ре-жимных служб их низкая техничес-кая оснащенность. В свою очередь, это осложняет принятие своевре-менных мер по обнаружению отсут-ствия осужденных и организации их розыска. Обеспеченность носимы-ми радиостанциями составляет 60%, изделиями ПР-73 - 62,2%, спе-циальными средствами типа «Си-рень» - 54,6%. При этом более тре-ти имеющейся техники подлежит списанию. Менее чем на четверть укомплектованы отделы безопасно-сти ИК ручными металлообнаружителями типа «Гамма». Наиболее сложная ситуация с технической ос-нащенностью отмечается в ИК Ныробского, Красноярского, Усольского УЛИУ. Почти во всех колониях нет аудиовизуальных средств надзора, из-за чего значительно снижается эффективность профилактических мероприятий Савихин А. Предупреждать преступность, взаимодействуя по всем направлениям. Ведомости УИС. 2003. №3. С. 33.

В целях дальнейшего укрепления правопорядка в ИУ и совершенство-вания оперативно-служебной дея-тельности службы безопасности не-обходимо осуществить комплекс мер, направленных на неуклонное исполнение уголовно-исполнительного законодательства, ведом-ственных нормативных правовых ак-тов, регламентирующих вопросы режима и надзора.

В первую очередь это:

1) приведение порядка и условий отбывания наказаний осужденными в ИУ в строгое соответствие с дей-ствующим законодательством;

2) обеспечение надежной профи-лактики преступлений и иных право-нарушений со стороны осужденных;

3) изоляция лидеров преступной среды от основной массы спецкон-тингента, дифференцированный подход к осужденным в зависимос-ти от их поведения и социально-нравственной запущенности;

4) комплектование и оснащение службы безопасности, совершен-ствование системы первоначально-го обучения и профессиональной подготовки личного состава;

5) усиление требований к организа-ции службы по надзору и дальней-шее совершенствование взаимо-действия всех служб ИУ по предотв-ращению побегов и других правона-рушений;

6) принятие мер по организации ЕПКТ в каждом территориальном органе УИС;

7) обеспечение выполнения режим-ных требований на территориях, прилегающих к ИК.

Особое внимание с учетом реаль-но складывающейся оперативной обстановки следует уделить реали-зации Федерального закона от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголов-ный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Рос-сийской Федерации» и в первую очередь обеспечению постоянного наблюдения и контроля за осужден-ными за счет правильного перерас-пределения имеющейся численнос-ти персонала надзора в исправи-тельных учреждениях ФЗ РФ от 09.03.2001г. №25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголов-ный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Рос-сийской Федерации» .

Хотелось бы отметить что, несмотря на возникающие трудности, такие общеевропейские принципы деятельности пенитенциарных учреждений, как нормализация, открытость, ответственность, безопасность, адекватное реагирование и оптимальное использование ресурсов, все больше и больше находят свое применение в работе исправительных учреждений России.

2 СТРУКТУРА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МЕСТАХ

ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

2.1 Нарушение и злостное нарушение требований режима в местах лишения свободы

В принятом в декабре 1996 г. Уголовно-исполнительном кодексе РФ перечислены нарушения порядка отбывания наказания (режима), относящиеся к кате-гории злостных. В соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК к ним относятся: употребление наркотиков; мелкое ху-лиганство; угроза, неповиновение представителям ад-министрации исправительного учреждения или их ос-корбление; мужеложство; лесбиянство; организация забастовок или, иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; организация группиро-вок осужденных, направленных на совершение ука-занных нарушений или активное участие в них УИК РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ, ч.1..

Употребление осужденным наркотиков - является нарушением только в том случае, если данный факт имел место без назначения врача. Следует обратить внимание практических работников на необходимость медицинского освидетельство-вания осужденного, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения. К обследованию целесообразно привлекать специалиста-нарко-лога. В случае невозможности провести освидетельст-вование при доставлении (обнаружении) нарушителя (например, ночное время) его необходимо провести в самое ближайшее время. Полученные результаты приобщаются к материалам проверки по факту нарушения.

Если действия осужденного содержат признаки мелкого хулиганства, необходимо иметь в виду диспо-зицию ст. 20.1 КоАП РФ, определяющую указан-ное правонарушение как нецензурную брань в обще-ственных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок, и спокойствие граждан. На первый взгляд складывается впечатление об отсутст-вии в исправительных учреждениях такого объекта посягательства мелкого хулиганства, как общественный порядок. Однако его анализ как системы общест-венных отношений, урегулированных правовыми и моральными нормами, позволяет сделать вывод о на-личии указанного объекта правонарушения в учреж-дениях, исполняющих уголовные наказания. По об-щему правилу, каждая из указанных форм объективной стороны мелкого хулиганства образует самостоятельный состав правонарушения. Если вопрос, свя-занный с квалификацией нецензурной брани, пред-ставляется ясным, то квалификация иных форм мел-кого хулиганства нуждается в пояснениях.

Принимая во внимание специфику взаимоотноше-ний между, осужденными (деление на "касты" и т.п.), отмечу, что оскорбительное приставание может, например, выражаться в требовании одного заключенного к другому совершить акт мужеложства, лесбиянства, оказать различного рода услуги (как правило, не-законные) вопреки желанию осужденного, к которому обращено требование, совершить те или иные действия в пользу другого осужденного. Внешними прояв-лениями, "других подобных действий" являются азартные игре в камерах во время отдыха других осужденных, просмотра телепередач и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.