Рефераты. Профилактика правонарушений среди осужденных

.

Уделяется большое внимание религиозно-нравственному вос-питанию спецконтингента. За каждым подразделением зак-реплен православный священ-нослужитель. Руками осужден-ных построены два храма и де-сять домовых церквей. В 2002 году священнослужители прове-ли 278 обрядов крещения, 263 вероисповедания, 176 причащений. Отмечено, что верующие осужденные, доля которых со-ставляет 10-15% от общей чис-ленности, не допускают наруше-ния режима содержания.

Особо важен вопрос органи-зации свободного времени осужденных и их досуга. Во всех подразделениях проведены зимняя и летняя спартакиады. В рамках областной спартакиады, посвященной 200-летию обра-зования Министерства юстиции, проведен областной турнир по мини-футболу. Команда-побе-дитель ЛИУ-8 награждена пере-ходящим кубком, а каждый ее игрок - именной медалью обла-стного спорткомитета.

Проведен областной смотр-конкурс самодеятельного на-родного творчества осужден-ных, посвященный 123-й годов-щине образования УИС. В рам-ках Всероссийского конкурса “Калина красная” прошел областной смотр-конкурс художе-ственной самодеятельности среди осужденных всех видов режима, посвященный 200-ле-тию образования Минюста Рос-сии.

Большинство культурно-мас-совых и спортивных мероприя-тий были организованы при под-держке Комитета по делам мо-лодежи администрации Тверс-кой области. После их проведе-ния появилась мысль о создании целевой областной программы воспитательного воздействия на лиц, находящихся в местах ли-шения свободы, и их реабилита-ции после освобождения. Эту идею поддержал губернатор Тверской области. В ноябре 2002 года была утверж-дена областная целевая про-грамма “Молодежь Верхневол-жья. 2002-2004 годы”, которая включает раздел “Воспитатель-ная работа с молодежью, нахо-дящейся в местах лишения сво-боды, и создание условий для ее реабилитации после освобождения”. Для этих целей из област-ного бюджета предусмотрено выделить в 2003-2004 годах 1 605 тыс. рублей.

Результаты проводимых профилактических мероприятий

Реализация перечисленных мероприятий позволила значи-тельно сократить уровень пре-ступности и правонарушений в учреждениях УИН Минюста Рос-сии по Тверской области.

Для наглядности сравним ста-тистические данные. В 1995 году было допущено 20 преступлений (общий уровень преступности -2,32), особоучитываемых - 7 (уровень ОУП - 0,93), из них тяжких против личности (ст. 111 УК РФ) - 3, побегов (ст. 313 УК РФ) - 4 (3 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1996 году, после принятия “Программы оперативно-ре-жимных и воспитательных ме-роприятий по профилактике преступлений среди спецкон-тингента", осужденными было совершено 15 преступлений, особо учитываемых - 6, из них тяжких против личности (ст. ст. 105, 111 УК РФ) - 4, побегов (ст. 313 УК РФ) - 2 (1 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1997 году в исправительных учреждениях допущено 6 пре-ступлений, особо учитываемых - 2 (уровень ОУП - 0,23), все случаи связаны с причинением тяж-кого вреда здоровью.

В 1998 году было допущено 1 преступление, в 1999-2000 го-дах - по 3, в 2001 году - 2, в 2002 году - 4 преступления.

За последние 5 лет в учрежде-ниях области не было зафикси-ровано тяжких, особо тяжких преступлений и побегов.

Количество злостных наруше-ний в расчете на 1000 осужден-ных сократилось на 22% и соста-вило 52 случая. Употребление спиртных напитков уменьшилось на 30% (21 случай).

В ИК, СИЗО области за 2002 год предотвращено всего 1 082 преступления, из них 51 побег.

Данная линия работы остает-ся приоритетной для всех частей и служб УИС области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне порядок отбывания лишения свободы, разработанность видов мест лишения свободы, защищенность как работников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, так и самих заключенных относительно улучшились.

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Однако в реальности, на практике все выглядит немного иначе. Нестабильное экономическое положение нашего государства не позволяет надлежащим образом обеспечивать материальными ресурсами и поддерживать в надлежащем состоянии места отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

В настоящее время практически полностью изношена материальная база 40% колоний; каждый шестой следственный изолятор находится в аварийном состоянии; более половины переполнены в два-три раза. По состоянию на 1 января 2003 г. в 185 следственных изоляторах содержался - 134 941 человек (на 65 798 человек меньше, чем 01.01.02) или 117,1 % от установленного лимита наполнения

Таким образом, очевидно что, несмотря на проводимые реформы, государственная система исполнения наказания в виде лишения свободы в настоящее время еще не достаточно эффективно выполняет возложенные на нее задачи.

От эффективности наказаний во многом зависит жизнь всех граждан общества. Новшество в виде увеличения срока лишения свободы за преступления имеющие высокую социальную опасность к видимым положительным результатам не привело. Более того: увеличение срока содержания осужденных к лишению свободы приведет к еще большему осложнению обстановки в колониях, что в конечном итоге способно сделать многие из этих учреждений неуправляемыми. Подобная ситуация подтверждает сомнения относительно целесообразности увеличения в УК РФ максимальных сроков наказания в виде лишения свободы до 30 лет.

Итак приходим к выводу, что многие прогрессивные разработки законодателя направленные на обеспечение эффективного и безопасного функционирования системы мест лишения свободы часто не получают практического применения. Между тем, несовершенство системы наказаний в виде лишения свободы вызванное нестабильностью экономики и отсутствием материальных средств в свою очередь вызывает не достижение наказанием своих целей. Это ведет в свою очередь к росту преступности, что подрывает экономику и нормальное функционирование государства, как сложного социо-политического института. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только путем наделения соответствующими полномочиями действительно компетентных в области исполнения уголовного наказания людей.

Первоочередной задачей любого государства, проводящего уголовно-исполнительную политику и стремящегося к обеспечению правопорядка в местах лишения свободы, является, прежде всего, выявление причин и условий способствующих совершению преступлений, а также проведение профилактики правонарушений. Но это не только деятельность по выявлению и устранению (или нейтрализации) причин и условий преступлений, но и их компенсация, за-мена причинами и условиями нормотипического, во всяком случае, правомерного поведения.

Важную роль в профилактике преступлений и правонаруше-ний играет индивидуальная вос-питательная работа с осужден-ными, активно проводимая работа по стимулированию правопослушного поведения осуж-денных путем содержания на облегченных условиях, освобождения условно-досрочно, переведения в колонии-по-селения. Необходимо большое значение придавать вопросам получения осужден-ными основного общего образо-вания и специальности, уделять внимание религиозно-нравственному вос-питанию спецконтингента. Особо важен вопрос органи-зации свободного времени осужденных и их досуга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993.

2. УК РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ.

3. УИК РФ от 08.01.1997. №1-ФЗ.

4. ФЗ РФ от 09.03.2001. №25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголов-ный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Рос-сийской Федерации».

5. ФЗ РФ от 23.11.1995 №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

6. ФЗ РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголов-ные наказания в виде лишения сво-боды».

7. Постановление Правительства РФ от 05.04.1999 N 366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" / СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1818.

8. Приказ Минздрава РФ N 311, Минюста РФ N 242 от 9 августа 2001 г. (ред. от 01.11.2002) "Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью" (вместе с Перечнем заболеваний, который может быть использован в качестве основания для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, Порядком медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы и их представления к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью)/ БНАФОИВ. 2001. N 44.

9. Приказ Минздрава РФ N 346, Минюста РФ N 254 от 28 августа 2001 г. "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы"/ БНАФОИВ. 2001. N 46.

10. Инструкция ГУИН МЮ РФ от 27.05.2002г. №117 «О порядке проведения профилактики пра-вонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, со-держащимися в учреждениях уголовно-исполнительной сис-темы Министерства юстиции Российской Федерации».

11. Постановление ЗС Тверской области 30 октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной целевой Программе по усилению борьбы с преступ-ностью в Тверской области на 2001-2003 годы».

12. Бюллетень Минюста. 2002. №.12

13. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 12.

14. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 6.

Литература:

Абрахманова Е.Р. Уголовно-правовая охрана деятельности исправительно-трудовых учреждений. Ульяновск: УлГУ.1999.

Антонян Ю.М. Проблемы индивидуальной профилактики преступлений/ Пути совершенствования мер по профилактики преступлений. Москва. 1988.

Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных. Москва. 1994.

Бабаян С. Меры поощрения и взыскания в практике работы мест лишения свободы/ Ведомости УИС. 2002. №8.

Баранов П.Г. Правосознание и правовое воспитание/ Общая теория права: Курс лекций/ Под общ. ред. д.ю.н., прф. В.К. Бабаева. Н.Новгород. 1993.

Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осужденными/ Ведомости УИС. 2002. №5.

Герасимов С. Проблемы преступности в современных условиях / Закон и право. 1999. №4.

Гойса В.С. Практика работы администраций исправительных учреждений по обеспечению личной безопасности при исполнении наказаний /Российская юстиция. 2003. №7.

Гришанов Д. Режим только для послушных/ Преступление и наказание. 1993. №8-9.

Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар. 1996.

Долгова А. Изменения преступности в реформируемой России и борьба с преступностью /Уголовное право. 2002. №3

Ежегодный доклад Минюста РФ о состоянии работы по исполнению наказаний, а так же по обеспечению содержания/ Бюллетень Минюста РФ. 2002. №2.

Елеонский В.А., Лухтин Ю.А. Борьба с хулиганством в ИТУ. Рязань. 1981.

Елесьнин М.В. преступность в исправительных учреждениях - как форма девиантного поведения/ Следователь.2002. №2.

Золотарев А. Выявление подкопов на объектах охраны УИС/ Ведомости УИС. 2003. №8.

Зубков А.И. Реализация европейских норм в области лишения свободы. Краткая характеристика УИС. - 2000 - №11.

Козбаненко В.А. Правовое регулирование и правовое обеспечение государственного управления: сущность и содержание: Учебно-метод. пособие. М.: ИПК госслужбы, 2002.

Комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу РФ. Под редакцией А.И. Зубкова. М.1997.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

Комментарий к УК РФ/ Под общей редакцией Скуратова Ю.И. М.1998.

Криминология. Учебник для юридических вузов/Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. Москва. 1997.

Лебедев В. Расширение доступа к правосудию одна из целей судебной реформы / Российская юстиция. 1999. № 9.

Максимов В.А. Применение специальных технических средств в деятельности уголовно-исполнительной системы по предупреждению и пресечению ЧП. Москва. Академия МВД. 1996.

Минеев И. Квалификация злостных нарушений порядка отбывания уголовного наказания/ Российская юстиция. 2000. №5.

Михлин А.С., Яковлева Л. Специальная перепись осужденных/ Российская юстиция. 2003. №4.

Наумов С.С. Предупреждение преступлений в местах лишения свободы с помощью технических средств/ Бюллетень Минюста. 2000. №12

Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг в системе средств нравственного перевоспитания осужденных женщин, содержащихся в ИТК. Ч.1. Пермь, 1985.

Осипов С.В. Предупреждение преступного рецидива: отечественный и зарубежный опыт / Бюллетень Минюста РФ. 2002. №5.

Павлухин А.П. Умышленные убийства и борьба с ними. Рязань. 1980.

Петров С.М., Туманов Г.А. Конституция Российской Федерации и реформирование уголовно-исполнительной системы / Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции РФ. М., 1995.

Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994.

Правовое обеспечение предпринимательства. Учебное пособие / Под ред. М.П. Ринга. М.: МИЭПП, 1996.

Савихин А. Предупреждать преступность, взаимодействуя по всем направлениям / Ведомости УИС. 2003. №3.

Сафронов А.Д, Никоноров М.Г. Криминологическая характеристика и меры профилактики хулиганства в ИТУ. Москва. 1983.

Селиверстов В., Шмаров И. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные понятия / Законность. 1997. № 5.

Снырцев В.И. Строго по закону/ Воры - кто они? Москва. 1983.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 45.

Смирнов В.В. Предупреждение побегов из исправительных учреждений. Москва. ВНИИ МВД России. 1999.

Сысоев А. Психологические и организационные аспекты предупреждения аутоагрессивного поведения осужденных. Ведомости УИС. 2002. №3.

Теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996.

Теория государства и права / Под редакцией В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. М.1999.

Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2003.

Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. Москва. Норма. 2001.

Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. Томск: ТГУ. 1996.

Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации. Томск. ТГУ. 1998.

Усс А.В. Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насильственными посягательствами. Красноярск. 1984.

Устьянцев В.Т. Профработа по предупреждению правонарушений / История государства и права. 2001. №3.

Федоров В. Грани сотрудничества/ Ведомости УИС. 2002. №5.

Хомлюк В. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными. Ведомости УИС. 2002. №2.

Чайка Ю. Министерство юстиции и российская государственность - понятия неразделимые / Хозяйство и право. 2002. N 9.

Черномырдин В.С. Новый статус и задачи Минюста России / Бюллетень Министерства юстиции РФ. 1998. N 1.

Чучаев Л.И., Абрахманова Е.И. Лишение свободы и проблемы его реализации. Ульяновск: УлГУ, 1996.

Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973.

Шитова И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества: Монография. М., 2001.

Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания/ Советское государство и право. 1964. №1.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.