Рефераты. Профилактика правонарушений среди осужденных

Организация взаимодей-ствия структурных под-разделений исправитель-ных колоний (ИК) и его осуществле-ние всегда занимали важное место в управленческой деятельности лю-бого подразделения. Ряд приказов и других нормативных правовых ак-тов Минюста России ориентирова-ны на необходимость обеспечения качественного улучшения взаимо-действия всех без исключения служб учреждений и органов уголов-но-исполнительной системы в ис-полнении наказаний в виде лишения свободы, профилактики соверше-ния преступлений и других правона-рушений осужденными. Главной це-лью и основной задачей подобной профилактики является разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия, способствующие их совершению, а также искоренение этих причин и условий. Отсюда определяется ос-новная задача непосредственно самого взаимодействия, а именно взаимодополнение тех сторон деятельности различных отделов и служб, которые ограничивают свое воздействие спецификой своего назначения. Решение этой задачи позволит создавать последова-тельное осуществление профилак-тической деятельности по «цепочке воздействий», в сумме составляю-щих комплекс Федоров В. Грани сотрудничества. Ведомости УИС. 2002. №5. С.16 .

Кроме того, следует констатиро-вать, что взаимодействие - есть де-ятельность на основе объединения сил, средств и методов работы не подчиненных друг другу различных отделов и служб, направленная на эффективное и рациональное раз-решение в соответствии с действу-ющими нормативными актами ком-плексных проблем по профилактике и пресечению преступлений и дру-гих правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание.

Из определения взаимодействия видно, что работа по профилактике преступлений и различных правона-рушений может быть эффективной и достичь определенных положи-тельных результатов лишь при тесном контакте между всеми служба-ми подразделения.

Необходимо подчеркнуть, что от-делам и службам исправительных колоний предопределено взаимо-действие, ибо вся их практическая деятельность направлена на выпол-нение главной цели - исправление осужденных и предупреждение но-вых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

К сожалению, совершение пре-ступлений в местах лишения свобо-ды еще не редкость. Так, в ИК Ново-сибирской области из-за отсутствия надлежащего взаимодействия меж-ду службами по профилактике пра-вонарушений стало возможным подготовить и осуществить побег группы осужденных через прорытый ими 43-метровый подкоп Золотарев А. Выявление подкопов на объектах охраны УИС. Ведомости УИС. 2003. №8. С. 33-36.

В помещении карантина ИК Свер-дловской области были убиты трое осужденных. Орудием убийства по-служил топор, украденный накануне со стройплощадки.

И таких примеров можно привес-ти достаточно много. Только за 2002 год в исправительных колониях за-регистрировано 1003 преступления, в том числе: дезорганизация нор-мальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от об-щества (ст. 321 УК РФ) - 84, захват заложников (ст. 206 УК РФ) - 2, убий-ства и покушения на убийство (ст. 105 УК РФ) - 23, умышленные при-чинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) - 42, побеги из мест ли-шения свободы (ст. 313 УК РФ) - 322, уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 314 УК РФ) - 87, хулиганство (ст. 213 УК РФ) - 31.

Следует отметить, что в тех реги-онах, где организации взаимодей-ствия отделов и служб ИК по профи-лактике правонарушений уделяется должное внимание, количество пре-ступлений со стороны осужденных из года в год остается незначитель-ным. Это относится к исправитель-ным учреждениям Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханс-кой, Белгородской, Владимирской, Омской, Ростовской, Самарской и Саратовской областей.

Первооснова эффективного вза-имодействия - это, с одной сторо-ны, четкое распределение и правовое закрепление за каждой службой зон ответственности, с другой - оп-ределение круга проблем, требую-щих объединения усилий, согласо-ванных и скоординированных дей-ствий по их решению. Нарушение баланса между этими составляющи-ми способно привести к снижению опроса за положение дел на том или ином направлении служебной дея-тельности, перекладыванию ответ-ственности друг на друга. Все это в конечном счете приводит к ослабле-нию служебной активности в реше-нии как частных, так и общих задач, что влечет за собой совершение осужденными различных преступле-ний и правонарушений, создание групп отрицательной направленно-сти и вовлечение в них других осуж-денных. Так как профилактическая работа по предупреждению пре-ступлений и правонарушений в уч-реждениях предусматривает объе-динение усилий оперативно-режим-ных аппаратов, инженерно-технического персонала, воспитательной, и других служб, организовывать дан-ную деятельность должен непосредственно сам руководитель подразделения. Эта работа предполагает строго рассчитанную систему мер по устранению обстоятельств, способ-ствующих совершению преступлений и правонарушений осужденны-ми, целесообразность которых обусловлена состоянием, структурой и динамикой преступности, спецификой контингента и конкретными условиями деятельности учреждения.

Руководитель, организующий по-добное взаимодействие, должен иметь в виду, что параметры дея-тельности служб регламентируются нормативными и правовыми актами, Следовательно, организация пред-полагает совместную деятельность при строгом разграничении компе-тенции, форм и методов работы, ус-тановленных для каждой службы соответствующей нормативной базой. Основными принципами организации взаимодействия являются: систематичность; оперативность при принятии и осуществлении ре-шений; конкретность; комплексное использование сил и средств; опе-ративная и тактическая целесооб-разность применения сил и средств, с учетом их предназначения и возможностей, характера и особенно-стей конкретной обстановки; взаи-модействие служб в пределах сво-ей компетенции и их ответствен-ность за выполнение поставленных задач; соблюдение законности.

Многообразие форм взаимодей-ствия объясняется многограннос-тью решаемых оперативно-служеб-ных задач, динамикой и множеством конкретных условий, в которых про-текает деятельность того или иного подразделения. Поэтому формы взаимодействия условно можно разделить на следующие категории:

1) обмен информацией. Здесь следует иметь в виду доведение соответствующей информации до взаимодействующих служб и подразделений. Для активизации совместной деятельности целесообразно каждой службе проявлять инициативу и предоставлять своим коллегам ин-формацию, которая может быть им полезна, не ожидая с их стороны формальных просьб или запросов.

2) совместное обсуждение имеющейся информации. Оно может проходить на совместных оперативных совещаниях, в системе служебной подготовки, на инструктажах дежурного наряда и т.д. По результатам обсуждения начальник подразделения принимает соответствующее решение, которое и является основой дальнейшей деятельности отделов и служб. Здесь необходимо учитывать, что очень важным фактором является адекватность в оценке самой информации. Этот аспект также является заботой руководителя. Кроме того, он должен лично разъяснить начальникам служб наиболее важные положения нормативных правовых документов, дать оценку оперативной обстанов-ки, познакомить с документами, имеющими принципиальное значе-ние для успешного выполнения за-дач, стоящих перед подразделени-ем. Затем эти сведения должны быть доведены до сотрудников каждой службы.

3) выполнение отдельных ме-роприятий по просьбе иной службы. Эта форма взаимодействия используется в тех случаях, когда необходимо провести специфические для соответствующей службы мероприятия. При этом следует четко и конкретно определить круг задач, которые необходимо ей решить в ходе проведения такого мероприятия, а после его заверше-ния сообщить результаты заинтере-сованным лицам.

4) совместное планирование мероприятий. Оно достигается путем составления самостоятельных планов взаимодействующих служб, исходя из конкретной обстановки, и в конечном итоге обобщается еди-ным совместным планом меропри-ятий, утверждаемым руководителем подразделения.

5) оказание содействия в вып-олнении мероприятий другой службой. Такое содействие может осуществляться самыми разнообраз-ными способами. Например, это ин-формационное обеспечение прово-димого мероприятия. Кроме того, содействие может оказываться посредством выделения в помощь иной службе сотрудников и средств, кото-рые задействуются для проведения мероприятия, а также создания необ-ходимых условий для его выполнения.

6) совместное проведение мер-оприятий. Эта форма применяет-ся при решении задач, стоящих перед всеми взаимодействующими службами. В таких случаях создается временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб. При этом ставится конкретн-ая задача каждому участнику такой группы, совместно вырабатывается тактика проведения мероприятия, уточняются способы обмена инфор-мацией и т.д. Рассмотренные выше формы взаимодействия, разделенные на условные категории, в практической деятельности имеют ряд проблем, которые необходимо решать. Обо-значим некоторые из них.

В связи со значительным ростом компьютеризации современного общества, в том числе и подразде-лений УИС, возникла острая необхо-димость в создании единого банка данных, с помощью которого появ-ляется возможность значительного упорядочения информационного обеспечения УИС Наумов С.С. Предупреждение преступлений в местах лишения свободы с помощью технических средств. Бюллетень Минюста. 2002. №12. С. 106-109.

Важными источниками для сбора накопительной информации в еди-ный банк данных являются исправи-тельные колонии, так как здесь фиксируется вся первичная информа-ция, которая затем обобщается. Она дает общую картину о социальных явлениях в масштабе области, края и страны в целом. Исходя из этого, к учетно-регистрационной дисципли-не предъявляются высокие требова-ния, ибо любая неточность приводит к искаженному представлению о дей-ствительном положении дел, в ре-зультате чего могут приниматься необоснованные решения.

Потребителями информации яв-ляются и сами исправительные коло-нии. Но именно они зачастую не обеспечивают своевременного и квалифицированного пополнения су-ществующего информационного банка данных, что, на наш взгляд, яв-ляется одной из основных причин низкой эффективности использова-ния автоматизированных информа-ционных систем.

Одним из основных элементов взаимодействия в организации про-филактической деятельности под-разделений уголовно-исполнитель-ной системы является ее планиро-вание, которое призвано упорядо-чить сложный многогранный про-цесс профилактической деятельно-сти. Планирование мероприятий по предупреждению правонарушений в исправительных колониях способ-ствует своевременному разреше-нию наиболее актуальных задач, со-здает условия для более эффектив-ного использования сил и средств, своевременного маневрирования ими, облегчает изучение и обобще-ние передового опыта работы ИК по организации взаимодействия служб, а также учета, контроля и проверки исполнения мероприятий, проводи-мых в процессе такого взаимодей-ствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.