Рефераты. Государственная политика в области труда и заработной платы

Решение тактической задачи 2.2 планируется посредством реализации трех программ:

- проведение инспекционных проверок организаций по вопросам соблюдения трудовых прав работников;

- оказание консультативной и правовой помощи по вопросам трудового права;

- информирование работников и работодателей о ситуации в области соблюдения норм трудового законодательства.

Выделение тактической задачи 2.3 «Снижение уровня производственного травматизма» также осуществлялось в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации и статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающими права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с Положением о Службе Роструд осуществляет контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по вопросам обеспечения безопасности труда и условий, отвечающих требованиям охраны труда.

Решение тактической задачи 2.3 планируется посредством реализации четырех программ:

- проведение инспекционных проверок организаций по вопросам соблюдения норм охраны труда;

- расследование несчастных случаев на производстве;

- оказание консультативной и правовой помощи по вопросам охраны труда;

- информирование работников и работодателей о ситуации в области соблюдения норм охраны труда.

Тактическая задача 2.4 «Урегулирование коллективных трудовых споров» выделена в соответствии с абзацем 16 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости Роструд реализует полномочия по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

Решение тактической задачи 2.4 планируется осуществлять посредством реализации четырех программ:

- содействие в разрешении коллективных трудовых споров;

- организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

- регистрация в уведомительном порядке отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;

- информирование и консультирование по вопросам урегулирования коллективных трудовых споров.

Основанием для выделения тактической задачи 2.5 «Реализация права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой» является статья 59 Конституции Российской Федерации, гарантирующая гражданам Российской Федерации в случае, если их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях право на замену ее альтернативной гражданской службой (далее - АГС).

Выделение указанной тактической задачи основано на том, что в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» АГС является особым видом трудовой деятельности, осуществляемым в интересах общества и государства [13, 5]. Трудовые отношения граждан в процессе прохождения ими альтернативной гражданской службы являются основным компонентом всей системы альтернативной гражданской службы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» обеспечение права граждан на альтернативную гражданскую службу, осуществление полномочий по контролю за прохождением альтернативной гражданской службы, являются одними из основных задач Роструда [7, 11].

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 256, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет комплекс мероприятий по организации альтернативной гражданской службы как федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы [4, 3].

В целях решения тактической задачи 2.5 планируется реализация следующих программ:

- компенсация расходов на переезд граждан, проходящих АГС, к месту прохождения АГС при переводе из одной организации в другую, а также при проезде к месту жительства при увольнении с АГС;

- организация и контроль прохождения гражданами альтернативной гражданской службы.

3.2 Анализ результативности деятельности Роструда

Основными социально-экономическими последствиями реализации осуществляемых стратегических целей, тактических задач и бюджетных программ стало:

- увеличение трудоустройства граждан с 3 738,1 тыс. человек в 2003 году до 4 312,7 млн. человек в 2005 году (на 15,4%), в том числе на постоянную работу - с 2 602,0 тыс. человек до 2 998,0 млн. человек, соответственно (на 15,2%);

- снижение в 2005 году уровня общей безработицы до 7,74% экономически активного населения;

- сокращение потенциальной задолженности по выплате заработной платы на 23,3% в 2003 году, на 24,1% в 2004году, на 24,9% в 2005 году;

- сокращение потенциального количества случаев производственного травматизма: в 2003 году 3,2 тыс. человек, в 2004 году - 2,9 тыс. человек, в 2005 году - 2,6 тыс. человек;

- сокращение средней продолжительности коллективного трудового спора в результате участия Службы в урегулировании споров с 45 до 10 человеко-дней в 2003 году (в 4,5 раза), с 47 до 10 человеко-дней - в 2004 году (в 4,7 раза), с 49 до 9 человеко-дней - в 2005 году (в 5,4 раза);

- получение в 2003 году в доход бюджетной системы РФ 5,2 рублей на каждый рубль затрат, направленный на финансирование государственной политики в области труда и занятости, в 2004 году бюджетный эффект составил 5,1 рублей на рубль затрат, в 2005 году - 5,8 [21, 23].

Заключение

Живя в государстве с плановой экономикой, мало кто из граждан задумывался о проблеме занятости или трудоустройства, проблема скорее была обратной - не занятость грозила определенными репрессиями со стороны тоталитарного государства. Тем не менее, времена изменились, в наш лексикон прочно вошли такие слова как безработный, содействие занятости, биржа труда, центр занятости, рынок труда, конкуренция, рынок рабочей силы, инфляция и т.д. Большинство проблем, касающиеся рынка труда и занятости, достаточно часто обсуждаются как в средствах массовой информации, так и на разных уровнях государственного устройства, оставаясь при этом мало понятными простому человеку. Внешняя простота вопроса часто вводит в заблуждение не только обывателя, который начинает вникать в тонкости и специфику проблемы только после непосредственного личного столкновения с ней, но и специалистов, рассматривающих проблему как следствие переходного периода реформ.

Вместе с тем, проблема занятости и трудоустройства населения, особенно из числа социально незащищенных слоев, приобретает все большую остроту и актуальность, т.к. в настоящее время государство уже не в состоянии обеспечить удовлетворительный уровень качества жизни многим категориям населения, и путь активной трудовой деятельности остается единственным для большинства из них, обеспечивающим приемлемое существование. Накопленный багаж прошлого, менталитет и специфика государства в целом делает многие проблемы трудноразрешимыми и требует поиска нетрадиционных подходов и путей. Анализ складывающейся ситуации показывает, что на различных уровнях власти усиливается понимание невозможности решения данной проблемы только силами государства. Ограниченные возможности государства и нарастающий круг проблем, оставляет практически единственный путь выхода из кризиса - путь консолидации возможностей и ресурсов всех структур общества.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2005-2007 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, модернизация системы среднего и высшего образования и др.). В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2005-2007 годах должны стать разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения

В этих условиях можно предложить следующие основные направления государственной политики на рынке труда в Российской Федерации по повышению эффективности деятельности федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов:

- совершенствование системы статистического, финансового и бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения ее соответствия поставленным целям и задачам;

- совершенствование технологии работы территориальных органов Роструда, направленной на повышение качества и эффективности предоставляемых государственных услуг;

- разработка нормативов расходования средств федерального бюджета по мероприятиям государственной политики в области труда, занятости и альтернативной гражданской службы, методик планирования и распределения средств по целям, задачам, программам и субъектам Российской Федерации (территориальным органам);

- совершенствование системы показателей и критериев эффективности, результативности и качества работы, а также мониторинга общей оценки эффективности деятельности территориальных органов Роструда;

- оптимизация организационной структуры и системы управления территориальных органов;

- совершенствование информационных технологий;

- усиление взаимодействия и координации работы Роструда с иными федеральными и региональными органами власти и управления, задействованными в разработке и реализации государственной политики в области труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также с негосударственными объединениями и организациями.

Список использованных источников

1. Доклад Минздравсоцразвития России о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2002 - 2007 гг // Федеральная служба занятости, М., 2004 г.

2. Конституция РФ 1993 г. Официальный текст с историко-правовыми комментариями. М., ИНФРА, 2004.

3. Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2007 годы, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 568-р

4. Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 256

5. Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»

8. Постановление Правительства РФ от 6.04.04 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252)

9. Сводный доклад Правительства Российской Федерации «Планы и показатели деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации) на 2005 год и на период до 2007 года»

10. Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.(в редакции на 30.06.2006) // Консультант плюс

11. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

12. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 10.01.2003) "О занятости населения в Российской Федерации"

13. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

14. «Занятость - сквозная проблема ближайшего десятилетия» // (Интервью Руководителя Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ Евгения Гонтмахера журналу «Человек и труд» № 7 2004 г.

15. Колосова Р. П. Новейшие тенденции на рынке труда // журнал для медленного чтения «Отечественные записки», № 3, 2005 г.

16. «Нехватка квалифицированных рабочих превращается в ограничитель экономического роста» // Министр труда и социального развития А.П. Починка, «Человек и труд» № 5 2003 г.

17. «Российская служба занятости: деградация или ренессанс» // Татьяна Четвернина доктор экономических наук, руководитель Центра исследований рынка труда и социальных процессов Института экономики РАН, «Человек и труд» № 3 март 2004 г.

18. Ружелович Т.М. Инфраструктура рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния // журнал для медленного чтения «Отечественные записки», № 3, 2005 г.

19. Рыночная экономика: Словарь/ Под общ. ред. Г.Я. Кипермана. - М.: Республика, 2003 г

20. Соловьев А.А. Вопросы занятости и трудоустройства. - М.: Приор, 2004. - 96 с.

21. Труд и занятость в России: Статистический сборник. М., издание Росстат, 2005.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.