Рефераты. Государственная политика в области труда и заработной платы

В ведении Роструда находятся:

- территориальные органы по вопросам занятости населения (89 территориальных органов по субъектам Российской Федерации и 2 127 государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения));

- территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (89 государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации);

- территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров (9 территориальных органов) [5, 3].

3. Законодательное обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости

3.1 Основные направления деятельности Федеральной службы по труду и занятости (Роструда)

Стратегическими целями Федеральной службы по труду и занятости в 2005 2007 гг. являются:

1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве;

2. Обеспечение трудовых прав граждан.

Стратегическая цель 1 «Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве» носит перманентный характер, т.е. относится к функциям государства, реализуемым на постоянной основе в соответствии с: пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает право граждан на защиту от безработицы; абзацем 4 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, в рамках которого защита от безработицы и содействие в трудоустройстве признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.

Выполнение данной цели направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также необходимых условий для устойчивого экономического роста, увеличения конкурентоспособности российской экономики и сокращения бедности населения.

Стратегическая цель 2 «Обеспечение трудовых прав граждан» также носит постоянный характер. Она направлена на реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, право граждан на разрешение коллективных трудовых споров, право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Основой для ее выделения являются: статья 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (пункт 3), признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (пункт 4), а также каждый имеет право на отдых (работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск) (пункт 5); пункт 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает право граждан Российской Федерации на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой [2, 10].

В совокупности указанные стратегические цели представляют собой комплексную систему, охватывающую вопросы защиты прав граждан как в области труда (при осуществлении ими трудовой деятельности), так и в случае потери (отсутствия) работы (в случае безработицы).

Правомерность выделения данных стратегических целей подтверждается Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324, в соответствии с которым к компетенции Роструда отнесены вопросы в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы [5,4]; Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 568-р [3, 1]; Сводным докладом Правительства Российской Федерации «Планы и показатели деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации) на 2005 год и на период до 2007 года»; Докладом Минздравсоцразвития России о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2002 - 2007 гг.

Для достижения стратегической цели 1 «Обеспечение защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве» выделяются пять тактических задач:

1.1. Социальная поддержка безработных граждан;

1.2. Трудоустройство граждан, ищущих работу;

1.3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, увольняемых в связи с реструктуризацией отраслей экономики (угольной, металлургической промышленности и др.);

1.4. Временное трудоустройство молодежи;

1.5. Трудоустройство граждан в сельской местности.

Согласно Правительственной концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной в мае 2003 года, в качестве основных принципов выделения и планирования расходов на реализацию тактических задач в области обеспечения защиты граждан от безработицы и содействия трудоустройству являются следующие [3, 5]:

- ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения: безработица среди молодежи, в том числе среди выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений; безработица на селе; безработица, возникающая в результате реструктуризации отраслей экономики (угольная промышленность, металлургия и др.);

- приоритетное значение программ содействия трудоустройству граждан на постоянную работу, обеспечивающую заработную плату выше величины прожиточного минимума, исчисленной в соответствующем субъекте Российской Федерации в установленном порядке;

- дифференцированный подход к реализации программы временной занятости безработных граждан (организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите): часть средств, выделяемых для финансирования указанной программы, будет дополнительно направляться для организации временной занятости в регионы с критической ситуацией на рынке труда, а также в случаях возникновения непредвиденных ситуаций (за исключением деятельности, связанной с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки) и массового высвобождения работников;

- определение объема финансирования программ (задач), обеспечивающего необходимый уровень качества предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Для финансового обеспечения реализации указанных тактических задач планируется перераспределение средств федерального бюджета, выделяемых ранее на мероприятия по содействию трудоустройству граждан. Структура расходов Роструда на реализацию стратегических целей и тактических задач в 2002 - 2007 гг. представлена в Таблице 1 «Структура расходов Роструда». [Приложение 1].

Выделение тактической задачи 1.1 «Социальная поддержка безработных граждан» обусловлено статьей 12 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 10.01.2003) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости), в соответствии с которой безработным гражданам гарантируется обеспечение социальной поддержки, а также статьями 28-36, определяющими виды и условия ее оказания [12, 7].

Соответствие данной тактической задачи стратегической цели 1 и сфере компетенции Роструда обусловлено, в первом случае - статьей 12 Закона о занятости, в соответствии с которой обеспечение социальной поддержки безработных граждан является одной из социальных гарантий государства в реализации права граждан на труд и социальную защиту от безработицы [12, 8]; во втором случае - Положением о Федеральной службе по труду и занятости, предусматривающим обеспечение социальной поддержки безработных граждан, включая выплату пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, пенсии, назначенной безработным гражданам досрочно, материальной и иной помощи как одного из полномочий cлужбы [5, 5].

В целях решения тактической задачи 1.1 в 2005 - 2007 гг. планируется реализовать следующие программы:

- выплата пособий по безработице безработным гражданам;

- выплата стипендий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости;

- назначение безработным гражданам пенсии досрочно;

- выплата материальной помощи безработным гражданам и гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости.

Выделение тактической задачи 1.2 «Трудоустройство граждан, ищущих работу» и ее соответствие стратегической задаче 1 обусловлено статьями 5, 12, 13, 24 Закона о занятости:

- статья 5 определяет основы государственной политики в области содействия занятости населения, одними из направлений которой является обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф), а также предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы [12, 3];

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.