Рефераты. Государственная политика в области труда и заработной платы

- статья 12 гарантирует гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; в том числе безработным гражданам _ бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан; статья 13 определяет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, заключающиеся в разработке и реализации в отношении указанных категорий граждан целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установление квоты для приема на работу инвалидов, организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставление услуг по профессиональной ориентации, а также организация обучения по специальным программам и другие меры; статья 24 регламентирует вопросы организации общественных работ [12, 10].

Соответствие тактической задачи 1.2, а также тактических задач 1.3, 1.4 и 1.5, представленных ниже, сферам деятельности и полномочиям Роструда обусловлено Положением о Федеральной службе по труду и занятости, в соответствии с которым Служба осуществляет оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы [5, 1].

Достижение тактической задачи 1.2 планируется посредством реализации следующих программ:

- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда: программа направлена на предоставление информации гражданам и работодателям об услугах, предоставляемых органами службы занятости, в том числе о возможности профессионального обучения, профессиях (специальностях), пользующихся спросом на рынке труда, имеющихся свободных рабочих местах и вакантных должностях, ситуации на рынке труда, с целью трудоустройства граждан, ищущих работу, и подбора работодателем необходимых работников;

- профессиональная ориентация граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан: программа направлена на оказание содействия в выборе сферы деятельности, профессии (специальности), повышение мотивации к труду, выработку активной позиции на рынке труда, а также обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы в целях повышения возможности трудоустройства, минимизацию сроков поиска работы, преодоление безработными гражданами последствий длительной безработицы и возвращение мотивации к трудовой деятельности;

- профессиональное обучение безработных граждан: программа направлена на повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда посредством их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

- организация временного трудоустройства граждан, ищущих работу: программа направлена на организацию временной занятости граждан, в том числе безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы, с целью расширения применения форм и видов трудоустройства по срочным трудовым договорам, применения гибких форм занятости (в том числе общественных работ) для граждан в период активного поиска постоянной работы, в период каникул (для учащейся молодежи), а также с целью создания условий для поддержки доходов безработных граждан. При этом часть средств на реализацию программы планируется направить на организацию временной занятости в регионах с критической ситуацией на рынке труда, а также в случаях возникновения непредвиденных ситуаций и массовых высвобождений работников.

Выделение тактической задачи 1.3 «Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, увольняемых в связи с реструктуризацией отраслей экономики (угольной, металлургической промышленности и др.)», в том числе, в рамках стратегической цели 1, обусловлено статьями 12 и 13 Закона о занятости (см. тактическую задачу 1.2) и предусматривает необходимость обеспечения реализации государственных гарантий в сфере защиты от безработицы категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Для достижения тактической задачи 1.3 предусмотрена реализация программы «Профессиональное обучение работников, увольняемых в связи с реструктуризацией отраслей экономики (угольной, металлургической промышленности и др.)».

Выделение тактической задачи 1.4 «Временное трудоустройство молодежи» обусловлено ст. 13 Закона о занятости и направлено на обеспечение реализации государственных гарантий в сфере защиты от безработицы граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (абзац 6, пункт 2, статья 5) [12, 6].

В рамках тактической задачи 1.4 планируется реализация следующих программ:

- первое рабочее место: программа направлена на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда и предусматривает организацию стажировок безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, и их социальную адаптацию на первом рабочем месте;

- обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет: программа направлена на трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные рабочие места и получение заработка (дохода) учащихся в свободное от учебы время, и способствует снижению уровня безнадзорности и беспризорности подростков, предотвращению наркомании и употребления алкогольной продукции, позволяет приобрести опыт работы и овладеть навыками профессиональной деятельности.

Выделение тактической задачи 1.5 «Трудоустройство граждан в сельской местности» обусловлено пунктом 1 статьи 8; абзацем 3 пункта 1 статьи 12; абзацем 4 пункта 1 статьи 15; пунктом 1 статьи 28 Закона о занятости [12], постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность» [6] и направлено на обеспечение реализации государственных гарантий в сфере защиты от безработицы граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Для решения тактической задачи 1.5 планируется реализовать следующие программы:

- содействие гражданам в трудоустройстве в сельской местности: программа направлена на организацию переселения граждан и членов их семей в сельскую местность для работы на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса;

- содействие самозанятости безработных граждан, проживающих в сельской местности: программа предусматривает проведение мероприятий, направленных на создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого и среднего бизнеса и самостоятельной занятости безработных граждан, проживающих в сельской местности, с целью содействия в организации ими собственного дела.

Стратегическая цель 2 «Обеспечение трудовых прав граждан» направлена на защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» [13]:

- трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда;

- права граждан на разрешение коллективных трудовых споров;

- права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Тактическими задачами, направленными на достижение этой стратегической цели являются:

2.1. сокращение задолженности по выплате заработной платы;

2.2. восстановление нарушенных трудовых прав граждан;

2.3. снижение уровня производственного травматизма;

2.4. урегулирование коллективных трудовых споров;

2.5. реализация права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Выделение тактической задачи 2.1 «Сокращение задолженности по заработной плате» обусловлено пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации [2, 9], гарантирующим право граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также абзацем 7 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации [10, 4], в котором обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов регулирования трудовых отношений между работником и работодателем.

Данная задача решается в рамках реализации Службой полномочий по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренной Положением о Федеральной службе по труду и занятости.

Достижение тактической задачи 2.1 планируется посредством реализации следующих программ:

- проведение проверок работодателей по вопросам соблюдения права работников на вознаграждение за труд (своевременную и в полном размере выплату зарплаты): программа направлена на выявление нарушений прав граждан на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и осуществление мер по их устранению;

- оказание консультативной и правовой помощи по вопросам соблюдения права работников на вознаграждение за труд;

- информирование работников и работодателей о ситуации в области соблюдения права работников на вознаграждение за труд.

Основанием для выделения тактической задачи 2.2 «Восстановление нарушенных трудовых прав граждан» является статья 37 Конституции Российской Федерации [2, 9] и статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации [10, 2], устанавливающие основные гарантии гражданам в сфере труда, а также абзац 15 указанной выше статьи Трудового кодекса, согласно которому обеспечение права граждан на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одной из функций Службы [5, 14].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.