Рефераты. Государственная политика в области труда и заработной платы

Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего, качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

Несомненно, все факторы взаимосвязаны между собой и выявить достаточно четкую грань между ними довольно-таки сложно. Тем не менее, сделать это можно.

К факторам внешней среды необходимо относить макроэкономические факторы, демографические и социально-психологические, в том числе и мотивационные установки по выбору политики занятости как государством, так и руководителями предприятий. Факторы внутреннего влияния делятся на организационные, нормативно-правовые, финансовые. Они, в свою очередь, определяют стратегию государства на рынке труда.

К макроэкономическим факторам влияния внешней среды относятся:

- фактор инфляции и бюджетного дефицита. Сдерживание темпов инфляции и неинфляционные покрытия бюджетного дефицита, с одной стороны, могут оказать положительное воздействие на инвестиционную активность и создание рабочих мест. Однако этот процесс достаточно противоречив: наряду с перспективными предприятиями, способными привлечь инвестора, имеется большое количество производств, не представляющих инвестиционного интереса, но сохраняющих значительное число рабочих мест, риск сокращения которых увеличивается.

В качестве неинфляционного пути снижения бюджетного дефицита Правительством выбрано сокращение бюджетных расходов, что, в свою очередь, оборачивается резким снижением уровня занятости в этой отрасли. Таким образом, бюджетный сектор остается существенным источником безработицы;

- внешнеэкономические факторы. Экспортная ориентация ряда предприятий и

- отраслей способствует дальнейшей стабилизации производства и повышению спроса на рабочую силу. Сохранению занятости на большинстве перспективных производств, ориентированных на внутренний рынок, могут способствовать, наряду с реструктуризацией внешнего долга, стимулирование прямых и "портфельных" инвестиций, создание системы государственного контроля за экспортом и импортом, стимулирование импорта с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств;

- инвестиционная ситуация является одним из наиболее длительно действующих факторов рынка труда. В отличие от спада производства, который приводит к временному недоиспользованию рабочих мест, недостаток капитальных вложений подрывает на несколько лет вперед воспроизводство системы рабочих мест. Это в равной степени актуально на федеральном и региональном уровнях регулирования экономики;

- процессы банкротства и санации несостоятельных предприятий в настоящее время весьма значительны. При ужесточении финансово-кредитной политики и начала действительной реализации Закона о несостоятельности (банкротстве) скрытая безработица перешла в реальную. Учитывая наличие в стране значительного количества монопольных и градообразующих предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно быть тесно увязано с решением социальных проблем по высвобождению и перераспределению работников, определению правовых условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии, нахождению финансовых средств для обеспечения минимальных социальных гарантий высвобождаемым [18, 15].

Таким образом, структура экономики и занятости, имевшая перекосы и в прошлом, под действием макроэкономических факторов подвергается дальнейшим искажениям, снижающим экономическую активность и качество жизни.

Во-первых, это связано с перестройкой занятости из-за изменения структуры отраслей народного хозяйства. В последние годы произошло значительное перераспределение работающих между государственным и негосударственными секторами экономики, что привело к преобладанию удельного веса работающих в последнем. Негосударственные предприятия, самостоятельно оперируя на рынке, создают возможность для занятости миллионов граждан без прямого финансового участия государства. Вместе с тем процесс смены собственника неоднозначно влияет на рынок труда. Эффективный собственник, ответственный не только за экономическую эффективность деятельности предприятия, но и за судьбу трудового коллектива, только формируется. Пока же, под влиянием смены экономической конъюнктуры, новый хозяйственный собственник достаточно легко избавляется от "излишней" численности персонала.

Во-вторых, наблюдается серьезный квалификационный дисбаланс на рынке труда, когда из-за структурных изменений меняется спрос на профессии, а система образования не перестраивается должным образом.

В последние годы прослеживается достаточно четкая динамика снижения спроса на малоквалифицированных работников и работников тех отраслей, которые работают не стабильно: металлообрабатывающей, машиностроительной, легкой, текстильной и обувной промышленности. Кроме того, насытился спрос на инженерно-технических работников. Наряду с этим повышается спрос на работников учреждений инфраструктуры и новых сфер профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной подготовки.

Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обусловливают необходимость серьезных перемен как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников, координации и ежегодного согласования со службой занятости объемов и профилей подготовки и переподготовки кадров с учетом прогноза развития рынка труда.

В-третьих, приобретает достаточно сильное влияние демографический фактор, когда из-за низкого жизненного уровня повышается спрос на рабочие места со стороны граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста и ранее не претендовавшими на них: пенсионеров и инвалидов. Кроме того, по оценкам демографов, ежегодно в трудоспособный возраст входит примерно на 0,5 млн. больше человек, чем выходят из него. Россия продолжает оставаться страной интенсивного миграционного обмена: сальдо миграции (в сторону прибытия) в 2002 - 2003 гг. - 0,8 млн. человек в трудоспособном возрасте, в последующие годы оно значительно увеличилось за счет миграции рабочих из таких стран, как Молдова, Украина и др. [15, 7].

Ухудшающееся качество рабочей среды обусловливает интенсивное движение на внутреннем рынке труда. По данным статистики ежегодно меняет место работы каждый пятый работник, причем увольняется работников больше, чем находят рабочее место.

Стабильная рабочая среда - мощный фактор стабилизации занятости на предприятиях, предотвращения экономически неоправданного перемещения работников между предприятиями и замедления роста безработицы. Ключевыми вопросами здесь являются совершенствование применяемых схем и предотвращение задержек выплаты заработной платы, совершенствование условий труда. Так, рост безработицы в 2003 г. на 10% был обусловлен несвоевременной выплатой заработной платы, а около 8-10% рабочих мест не могут быть заполнены по причине непристижного характера работы и неудовлетворительного состояния охраны труда [21, 11].

Среди социально-психологических факторов выделяются факторы, определяющие поведение продавца и покупателя на рынке труда. Причем, если в начале 90-х годов у россиян была достаточна сильна иждивенческая позиция при поиске работы (уверенность в гарантированности рабочего места и заботе государства), то в последние годы безработные приобретают более активную позицию на рынке труда; как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в начале 2002 г., половина из них твердо уверены, что без работы не останутся. По оценке специалистов службы занятости, развитость информационной базы помогает контролировать от 50 до 60% (в зависимости от регионов) внешнего рынка труда.

Выше уже говорилось о повышении требований со стороны работодателя к нанимаемому работнику. Наряду со снизившимися половозрастными ограничениями (25-35 лет, в 70% случаев - мужчины) у предприятий возросли требования к профессионально-культурному уровню, опыту работы, к личным качествам работника. Практический опыт убеждает, что за годы "легализации" рынка труда сменилась мотивация руководителей организаций при выборе посредника при найме новой рабочей силы. Крупные акционерные предприятия, в прошлом государственные, по старинке обращаются для заполнения своих свободных вакансий в государственную службу занятости, хотя качество оказываемых ею услуг оставляет желать лучшего. Малые и средние предприятия предпочитают обращаться к частным посредническим агентствам, а чаще - просто размещают объявления в средствах массовой информации.

Среди внутренних факторов стоит особо выделить нормативно-правовой, так как законодательная база определяет все остальные параметры инфраструктуры. По мнению специалистов, нормативно-правовая cреда регулирования рынка труда в России только формируется. Зачастую принятие новых законов сильно запаздывает. Подобное произошло с Законом РФ "О занятости населения в РФ". К моменту принятия нового Закона (точнее, дополнений и изменений к Закону РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г.) социально-экономические условия функционирования рынка труда значительно изменились.

Нормативные документы определяют параметры организационной и финансовой среды. Если до 1996 г. вопросами внутреннего и внешнего рынка труда занимались три Министерства (Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России), то впоследствии на их базе было создано одно - Министерство труда и социального развития, реконструированное в дальнейшем в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, призванное осуществлять единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты [17, 3].

В последнее время все большую актуальность приобретает фактор распределения полномочий. Необходимо строго разграничить, на каком уровне государственной власти эффективнее решается каждая из проблем по регулированию рынка труда.

В настоящий момент инфраструктура рынка труда представлена следующими звеньями: инфраструктура рынка трудового посредничества (в лице государственной службы занятости и частных посреднических организаций), инфраструктура внутрифирменного (внутриотраслевого) регулирования трудовых отношений (в лице различных профессиональных союзов и ассоциаций, комиссий по трудовым спорам и т.д.), инфраструктура регулирования миграционных процессов (в лице миграционной службы), инфраструктура профессионального и дополнительного образования (государственные и негосударственные образовательные учреждения). Ряд элементов - законодательные структуры, организации, занимающиеся изучением конъюнктуры рынка труда, выработкой единой политики и разработкой программ - обслуживают функционирование всей инфраструктуры рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.