Рефераты. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

Возможно, более удачной была попытка Клейнинга, сделавшим акцент на мотивацию, которая, по его мнению, является ключом к пониманию феномена коррупции: «Полицейские офицеры действуют коррумпированно, если при выполнении (либо при умышленном невыполнении) своих служебных обязанностей они действуют в первую очередь с намерением получить в дальнейшем личную выгоду либо выгоду для своего подразделения». Kleinig J. The Ethics of Policing. Cambridge, 1996. С. 166.

В силу того, что приведенные определения термина «полицейская коррупция» охватывают достаточно широкий круг деяний - взяточничество, грубость и насилие, подтасовка и уничтожение вещественных доказательств, расизм и фаворитизм - в западных криминологических школах существует определенное разнообразие классификации коррупционных действий. Однако лучшей классификацией, по признанию большинства криминологов, является иерархическая типология коррупционных действий, разработанная теми же Руваком и Беркером и включающая 9 следую-щих типов (табл. 11).

Таблица 11

Типы полицейской коррупции

Тип корупции

Содержание

1

Коррупция служебных
полно-мочий

Офицер полиции получает мате-ри-аль-ные ценности и преимущества (бесплатные угощения, различные виды услуг), не нарушая при этом требования закона

2

Прием подачек

Принятие товаров, сервиса или денег от частных лиц или компаний за соз-дание благоприятных условий для их бизнеса

3

Ситуационные кражи

Кража вещей у арестованных, жертв ДТП, а также погибших граждан

4

Взяточничество

Принятие взятки за невыполнение слу-жебных обязанностей (отказ в ре-гистрации заявления потерпевшего, неполная регистрация пропавшего иму-щества и т.п.)

5

Протежирование незаконной деятельности

Прикрытие и протежирование лиц, без которых тот или иной вид неле-галь-ного бизнеса не может функ-цио-нировать стабильно (защита прости-ту-ток, охрана наркопритонов и пор-но-индустрии)

6

«Решение вопросов»

Прекращение уголовного дела, пре-кращение уголовно-процессуаль-ных действий, аннулирование штрафных квитанций

7

Непосредственная криминальная активность

Совершение преступлений против лич-ности или собственности по ко-рыстным мотивам

8

Система внутреннего взяточничества

Купля-продажа служебных приви-ле-гий (отпуск в летнее время, удобный график работы, продвижение по слу-ж-бе, внеочередное получение звания)

9

Подтасовка

Фальсификация и подтасовка улик, подбрасывание вещественных доказа-тельств во время обыска Roebuck J.B., Barker T. A typology of police corruption // Social Problems. 1974. Vol. 21. С. 423-437.

Каждый из приведенных типов предлагается, в свою очередь, оценивать по пяти квалификационным признакам: содержание действий и роль исполнителей; перечень нарушаемых норм; групповой характер совершения; степень организованности совершаемых правонарушений; реакция руководства.

Практическое рассмотрение конкретных действий полицейских выявило существование значительной «серой зоны», т.е. перечня ситуаций, в которых поступки полицейских не могут быть оценены однозначно по шкале «коррупция - правопослушное поведение». Подавляющее большинство ситуаций связано с приемом таких знаков внимания, как чашка кофе или гамбургер; рождественские подарки, подарки за исключительное выполнение служебных обязанностей; подарки от должностного лица, которое полицейский охраняет как телохранитель. Руководители большинства полицейских агентств всегда занимали достаточно жесткую и бескомпромиссную позицию в отношении подобных ситуаций. Вильсон, один из известнейших реформаторов полиции США, был категорически против даже бесплатной чашки кофе, которая обычно предлагается торговцами патрульным офицерам. Комиссар полиции Нью-Йорка П. Мэрфи, не менее решительный реформатор, заявлял, что «… самыми чистыми деньгами для полицейского может быть только его зарплата». Goldstein H. Police Corruption: A perspective on its nature and control. Washington, 1975. С. 29. Одно из наиболее последних решений в отношении оценки поведения полицейских принадлежит британскому криминологу Д. Клейнигу, указавшему на существенную разницу между взяткой и «знаками благодарности» - взятка всегда имеет конкретный размер, прямо пропорциональный размеру ожидаемой услуги со стороны полицейского, в то время как «благодарность» носит символический характер. Kleinig J. The Ethics of Policing. Cambridge, 1996. С. 171-181. Однако окончательное решение - считать ли принятие «знаков благодарности» признаком коррупции - остается вопросом открытым и крайне дискуссионным в законодательной и правоприменительной практике Европы и США.

Украина, занимая одно из лидирующих мест по уровню коррумпированности, остро нуждается в создании эффективных организационных и правовых механизмов противодействия коррупции, особенно с учетом сложностей перехода нашего общества к рыночным отношениям. Ведущими криминалистами Украины при этом ясно понимается невозможность борьбы с коррупцией только правовыми мерами. Поэтому первостепенное значение отводится ими слаженному функционированию правового, финансово-экономического и организационно-управленческого механизмов. Таций В.Я., Борисов В.И. Научное обеспечение путей противодействия коррупции в Украине // Пути и перспективы преодоления коррупции в странах СНГ: Мат-лы международ. науч.-практич. конф. (м. Киев, 24 ноября 2004 г.). К., 2004. С. 46; Мельник М.І. Корупція корозія влади (соціальна сутність, тенденції та наслідки, заходи протидії): Монографія. К., 2004; Панов Н.И., Герасина Л.Н. «Социальная мимикрия» коррупции: политико-правовой дискурс // Право и политика. 2000. № 8. С. 22-27; Борисов В.І., Зеленецький В.С., Хотенець В.М. Наукові дослідження з питань боротьби з корупцією і організованою злочинністю // Питан-ня боротьби зі злочинністю: Зб. наук. праць: Вип.2. Х., 1998; Глушков В.О., Василинчук В.І. Щодо запобігання хабарницт-ву ор--ганами внутрішніх справ // Проблеми запобігання службовим злочинам у сфері гос--по--дарчої діяльності: Матер. наук.-практ. семінару (м. Харків, 9 листопада 2004 р.). Х., 2005. При этом отдельное внимание, несомненно, следует уделить и законодательной базе, регулирующей противодействие коррупции. По оценке А.Г. Кальмана, антикоррупционная нормативно-правовая база насчитывает сегодня около ста нормативных актов, однако эффективность юридической ответственности за правонарушения коррупционного характера остается недостаточной. Одной из приоритетных задач правовой науки, в связи с этим, является специальная систематизация всех существующих антикоррупционных нормативных актов, их согласование и внесение необходимых корректировок. Кальман А.Г. Предупредительные функции антикоррупционного законодатель-ства // Пути и перспективы преодоления коррупции в странах СНГ: Материалы меж-дународ. науч.-практич. конф. (г. Киев, 24 ноября 2004). К., 2004. С. 56-58.

В отечественной научной литературе существуют два подхода при определении коррупции. Первый - рассматривает коррупцию как социальное явление и относит к разряду коррупционных все правонарушения, совершаемые должностными лицами с корыстной целью, составы которых содержатся в уголовном, административном, трудовом и гражданском законодательстве. В рамках даного подхода Е.В. Невмержицкий, например, определяет содержание коррупции как систему «…негативных взглядов, убеждений, установок и деяний отдельных граждан, должностных лиц институтов власти, государственных и негосударственных организаций, политических партий, общественных организаций, направленных на удовлетворение личных корыстных, групповых или корпоративных интересов путем подкупа, взяточничества, злоупотребления властью, предоставления льгот и преимуществ вопреки общественным интересам». Невмержицький Є.В. Корупція як соціальнополітичне явище: особливості проявів і механізми подолання в сучасній Україні: Автореф. дис…канд. політич. наук. К., 1999. С. 9.

Второй подход рассматривает коррупционные правонарушения в более узком понимании, - как деятельность конкретных физических лиц, имеющую определенные правовые последствия. Закон Украины «О борьбе с коррупцией» в связи с этим определяет коррупцию как деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ (ст.1). Про боротьбу з корупцією: Закон України від 05 жовтня 1995 р. № 356/95-ВР // Відомості Верховної Ради України. 1995. № 34. Ст. 266. Коррупционными деяниями при этом, согласно ст. 1 данного закона, считаются:

- незаконное получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, в связи с исполнением данных функций материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ, в том числе - получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), которая существенно ниже от их фактической стоимости;

- получение упомянутым лицом кредитов или займов, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.

К иным правонарушениям, связанным с коррупцией, законодатель относит такие, как: нарушение специальных ограничений, направленных на предупреждение коррупции и установленных для государственных служащих и лиц, приравненных к ним; нарушение требований финансового контроля; непринятие руководителями мер по борьбе с коррупцией среди подчиненных; невыполнение лицами, на которых возложены обязанности по борьбе с коррупцией, этих обязанностей (ст.ст. 5-11). Там же.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.