Рефераты. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

Необходимо отметить и такое немаловажное нововведение в уголовно-процессуальное законодательство Украины, как установление права граждан на обжалование в судебном порядке санкции прокурора на арест. Міліція України: історичний нарис, портрети, події / За заг. ред. Ю.О. Смирнова. К., 2002. С. 130. Новым Уголовно-исполнительным кодексом впервые был определен правовой статус и оговорены гарантии социальной защиты персонала учреждений и органов по исполнению наказаний.

В 2002 г. в Донецкой, Киевской, Одесской областях, АР Крым с 1 апреля 2002 г. по 1 января 2003 г. был проведен эксперимент по выводу следователей из подчинения районных, городских и областных управлений внутренних дел и созданию вертикали с подчинением только МВД. Про проведення експерименту з апробації нової системи підпорядкування слід-чих підрозділів органів внутрішніх справ України: Наказ МВС України № 295 від 26.03.2002 р. Результаты эксперимента показали перспективность такой системы соподчинения. За короткий период эксперимента в областях возрос удельный вес расследованных дел, увеличилось количество дел, направленных в суд, сокращены сроки следствия. Остаток дел, по которым следствие не завершено, также было уменьшено. Улучшено качество досудебного следствия. На дополнительное расследование прокурорами и судами было возвращено почти вдвое меньше дел. Коляда П.В. Актуальні питання досудового слідства в Україні // Організа-цій-но-правові питання реформування досудового слідства в Україні: Мат-ли всеукр. наук.-практич. конференції. Донецьк, 2003. С. 8.

В очередной раз было акцентировано внимание на необходимости переориентации милиции на обслуживание нужд населения и построения работы по принципу «милиция - для народа». В отчете МВД Украины 1995 г. отмечается, что новым критерием профессионализма ОВД становится оценка ее работы населением. В соответствии с этим наряду с системой обязательных отчетов руководителей всех рангов перед населением вводится регулярное изучение общественного мнения. В 2000 г. Центром общественных связей МВД Украины такой опрос был проведен в отношении 5,5 тыс. респондентов из 21 региона. Міліція України: історичний нарис, портрети, події / За заг. ред. Ю.О. Смирнова. К., 2002. С. 245.

Дальнейший поиск новых форм взаимодействия и привлече-ния общественности к охране правопорядка привел к разработке Программы МВД Украины по развитию партнерских отношений между милицией и населением на 2000-2005 гг. Предусмотренные данной программой мероприятия предполагали поднять на новый уровень деловое сотрудничество между милицией и населением, создать организационно-правовую систему для более широкого привлечения общественности к проведению профилактической работы и охране правопорядка. Своевременное информирование населения о деятельности ОВД через средства массовой информации, призванное способствовать повышению авторитета сотрудников милиции, легло в основу создания аналитических телерадиопрограмм, специализированных рубрик в ведомственной прессе и еженедельной информационной программы «Резонанс», установки рекламных щитов с телефонами «горячей линии» МВД Украины. Указанные меры явились реальными шагами к установлению «прозрачности» и открытости в работе милиции.

В результате перечисленных мер к настоящему времени число сотрудников, осужденных за совершенные преступления, по сравнению с 1995 г. сократилось более, чем втрое. Вдвое уменьшилось количество осужденных за совершение должностных преступлений, в 8 раз уменьшился удельный вес сотрудников, уволенных на первом году службы. Там же С. 244-280.

Однако МВД Украины продолжает испытывать проблемы организационно-управленческого характера и правового обеспечения своей деятельности, что способствует совершению сотрудниками милиции служебных правонарушений и дисциплинарных проступков.

Не был принят новый Дисциплинарный Устав, не были внесены изменения в приказы, регламентирующие дисциплину и функциональные обязанности подразделений ОВД. Невзирая на свою недостаточную эффективность, осталась неизменной система поощрений и наказаний в органах внутренних дел. Продолжает иметь место практика наложения дисциплинарного взыскания за проступок подчиненного всем руководителям, вплоть до начальника управления, что не только непомерно раздувает количество взысканий, но и девальвирует рестриктивную ценность дисциплинарного наказания.

Требует своего разрешения проблема равноправного представительства в милиции женской части населения. В то время, как в полициях стран Западной Европы антидискриминационные законы в отношении женщин были приняты еще в 1970-х гг. и женщины в полиции составляют сегодня 25-40% всего личного состава, доля женщин в ОВД Украины равняется 4,5%. В ведомственных документах МВД Украины могут присутствовать указания и рекомендации о приеме на службу женщин из расчета 5-10% от всего личного состава, что идет вразрез с политикой европейского сообщества и противоречит положениям принятой 18 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации женщин» и ратифицированной Украиной в числе первых - 24 декабря 1980 г. Кравченко Ю.Ф. Актуальні проблеми реформування органів внутрішніх справ України (організаційно-правові питання): Дис... канд. юрид. наук. Х., 1998. С. 124.

Назревшим является вопрос о пересмотре статуса милиции в современной Украине и ее основных задачах. На сегодняшний день Комплексной целевой программой борьбы с преступностью, Национальной программой борьбы с коррупцией, организационного и кадрового обеспечения служебной деятельности основными задачами органов системы МВД по вопросам обеспечения правопорядка являются:

- охрана конституционных прав, свобод и законных интересов граждан;

- сокращение динамики и структуры преступности;

- усиление противодействия организованной преступности;

- обеспечение защиты экономических отношений от преступных посягательств;

- усовершенствование оперативно-розыскной деятельности;

- укрепление кадрового потенциала основных и вспомогательных служб;

- гарантирование безопасности сотрудников ОВД;

- улучшение нормативно-правового обеспечения, развитие ведомственной науки.

В ст. 1 Закона Украины «О милиции» последняя определяется как государственный вооруженный орган исполнительной власти, что на сегодняшний день не вполне соответствует действительности. Про міліцію: Закон України від 20 грудня 1990р. № 565-XII // Відомості Верховної Ради УРСР. 1991. № 4. Ст. 20. По мнению А.Т. Комзюка, например, гораздо корректнее характеризовать милицию как «профессиональное вооруженное формирование исполнительной власти, создаваемое для выполнения задач относительно защиты жизни, здоровья, прав и свобод каждого человека, законных институтов государства и общества от противоправных посягательств с возможностью применения мер непосредственного принуждения». Комзюк А.Т. Заходи адміністративного примусу в правоохоронній діяльності міліції: поняття, види та організаційно-правові питання реалізації. Харків, 2002. С. 16. Такой подход, действительно, значительно приблизил бы суть деятельности милиции к общепринятому пониманию полиции в современном обществе, где полиция видится не столько карательно-охранной силой, сколько демократическим институтом, призванном гарантировать гражданам безопасные условия жизни.

Остаются не преодоленными существенные трудности финансового и материально-технического обеспечения подразделений. Обеспеченность вооружением, боеприпасами, средствами индивидуальной защиты и связи, криминалистической техникой, вещевым имуществом до сих пор не соответствует установленным нормам. Міліція України: історичний нарис, портрети, події / За заг. ред. Ю.О. Смирнова. К., 2002. С. 282. Не смотря на повышение зарплаты, инициирован-ное министром внутренних дел, не хватает бюджетных средств на выплату в полном объеме денежного содержания, зарплаты, социальных выплат, оплату коммунальных затрат. Частично данная проблема связана с выведением милиции из подчинения местным органам управления, что не только лишило ее дополнительных ресурсов финансирования, но и нарушило взаимодействие подразделений милиции с местными государственными органами и населением, поставило милицию вне демократического контроля со стороны общественности. Поэтому дальнейший процесс децентрализации милиции с одновременным созданием силь-ных муниципальных подразделений остается на повестке дня в числе наиболее актуальных.

В докладе 2001 г. Комитета ООН против пыток отмечается, что в Координационном комитете борьбы с преступностью совместно заседают представители судебных органов и МВД, что противоречит принципу разделения власти и может негативно влиять на независимость правосудия в Украине. Были также отмечены многочисленные приговоры, основанные только на признании подсудимых. Комитет выразил обеспокоенность тем фактом, что количество раскрытых преступлений до сих пор является критерием служебного продвижения следователей. Следователи, таким образом, могут прибегать к жестоким формам обращения с задержанными и подозреваемыми для получения от них «чистосердечного признания» и достижения лучших показателей раскрываемости преступлений. С приведенной логикой международных обозревателей трудно не согласиться. Поэтому Комитет рекомендовал правительству Украины урегулировать противоречивые положения относительно времени, с которого задержанные лица имеют право на адвоката и гарантировать, что такое право может быть использовано с момента задержания. Комитет ООН также указал на недостаток соответствующего обучения полицейского персонала относительно знания им своих обязанностей и прав задержанных лиц. Проти катувань. Міжнародні механізми запобігання катуванням та жорстокому поводженню. Х., 2003. С. 188-190.

Украине было рекомендовано также принять необходимые меры для установления абсолютно независимого механизма обжалования действий правоохранительных органов с целью гарантии проведения незамедлительных, независимых и полных расследований по фактам заявлений о пытках и жестоком обращении с задержанными и подозреваемыми. В нашей стране, действительно, отсутствует достаточно эффективная система независимых органов, способных успешно расследовать жалобы граждан относительно случаев неправомерных действий сотрудников милиции и обеспечить привлечение к ответственности лиц, виновных в таких деяниях.

Уполномоченная ВР Украины по правам человека в своем ежегодном докладе 2003 г. также отметила, что проблема насилия и пыток в милиции по-прежнему остается масштабной и актуальной. Каждый второй случай избиения задержанных совершается оперуполномоченными в помещениях райотделов с целью выбивания признания в совершении еще не раскрытых преступлений. Наиболее распространенными видами пыток при этом являются длительное избиение, применение противогаза или полиэтиленового пакета для удушения, электрического тока, подвешивание в наручниках, помещение в так называемую «пресс-камеру». Виступ Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини Н.І. Карпачової на представленні у Верховній Раді України щорічної доповіді «Стан дотримання та захисту прав і свобод людини в Україні» (18 квітня 2003 р.) К., 2003. С. 14-15; Протизаконне насильство в органах внутрішніх справ: соціологічний та історико-правовий аналіз / За заг. ред. О.Н. Ярмиша. Х., 2005. К 2005 г. в Европейском Суде по правам человека находилось около 40 дел по фактам применения пыток в Украине, первые из которых были рассмотрены положительно в пользу потерпевших. Выступление Уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Н. Карпачевой на представлении в парламенте Ежегодного доклада о положении с соблюдением и защитой прав и свобод человека в Украине // Правда Украины. 2005. № 133 (3633). С. 7.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.