Рефераты. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

В силу «застойных» явлений к концу 70-х гг. работа с кадрами в МВД СССР была самым запущенным участком. Решения принимались с учетом политической конъюнктуры, двойных стандартов, скоропалительно, проводились в жизнь без соответствующей материальной поддержки и методом кампаний. За принятием решений и громкими словами не следовали практические дела. Милицейские структуры приобрели роль универсального инструмента для решения политических, социально-культурных, воспитательных проблем (надзор за прическами, длиной брюк и юбок, музыкальным репертуаром и т.п.), в силу чего теряли авторитет и доверие населения. Министерство внутренних дел России: 1902-2002. Исторический очерк: В 2-х томах / Под общ. ред. В.П.Сальникова. СПб., 2002. Т.2. С. 474.

Для увеличения «открытости» в работе правоохранительных органов использовались встречи руководства с населением и трудовыми коллективами, совместные рейды по охране общественного порядка, курирование молодежных кружков и секций. Население имело возможность оказывать влияние на работу милиции путем направления писем и жалоб, а также осуществлять частичный контроль правоохранительных органов посредством партийных и советских работников. Однако со временем данное направление оказалось формализованным, что привело к выхолащиванию самой идеи общественного контроля. Уже в 70-х гг., например, из 20 тыс. жалоб и предложений, ежегодно поступавших в МВД УССР, только 8-10% касались фактов нарушений законности сотрудниками ОВД и их неправильных действий. Соответственно, из этих 8-10% в результате ведомственных проверок подтверждалось в среднем 20-30% жалоб и заявлений. Архив МВД Украины, Ф.4. Д.1/182, обзор о состоянии работы с письмами трудящихся, поступившими в МВД УССР за 1976 г.

Следуя логике общественного развития, правонарушения в органах внутренних дел во второй половине ХХ в. отражали негативные явления и недостатки развития советского периода, хотя и в значительно меньшем масштабе. С начала 60-х годов, например, участились случаи служебного подлога, незаконного обогащения и взяток; дисциплинарной практике становятся известными случаи преступлений молодых офицеров - выпускников школ милиции. В 1970-1980 гг. ухудшились основные показатели экономики, нарастал дефицит товаров народного потребления. Получили распространение новые виды хищений, возникали организованные преступные группы в сфере торговли, сбыта и производства. Появились подпольные цеха, возросло количество случаев взяточничества и спекуляции. Соучастниками организованных преступных групп становятся руководители предприятий, должностные лица советских и партийных органов, МВД. Если в отчетах по состоянию дисциплины 1970-х гг. встречаются такие формулировки, как «незаконное владение двумя садовыми участками», «покупка автомобиля вне очереди», то в конце 1980-х гг. на смену им пришли «участие в частнопредпринимательской деятельности», «неделовые связи с представителями криминальной среды» и т.п.

Статистические данные того периода не позволяют нам осуществить последовательный анализ состояния законности, как в силу фрагментарности архивных данных, так и по причине частой смены форм отчетности, в результате которых в статистике фигурировали различные оценочные позиции. Так, например, в отчетах некоторых годов дается сводная цифра нарушений социалистической законности наряду с числом случаев пьянства, взяточничества, незаконного применения оружия, в отчетах остальных же годов может присутствовать только число случаев нарушений соцзаконности без расшифровки ее составляющих компонентов. Тем не менее, согласно отчетам о работе с кадрами в ОВД Украинской ССР за 1967-1970 гг. мы можем судить об относительно низком удельном весе наказанных сотрудников (около 8,6%) в целом по МВД (см. табл. 9). Архив МВД Украины, Ф.4. Д.1/118, 1/125. При этом внутреннее распределение числа наказанных сотрудников указывает в первую очередь, на доминирующую роль следственного аппарата и милиции как основных «поставщиков» нарушителей законности (в среднем 12,3 и 9,5%% соответственно). Для сотрудников следственного аппарата в 1967-1970 гг. наиболее распространенными нарушениями были пьянство и нарушения социалистической законности, в то время как у сотрудников милиции наблюдается существенный перевес случаев пьянства.

Таблица 9

Состояние служебной дисциплины в ОВД УССР в 1967-1970 гг.

Служба

Год

Всего наказано

Нарушениезаконности*

Пьянство

Взяточни-

чество

Злоупотребление служебным
положением

Привлечено
к уголовной
ответствен-

ности

Кол-во

человек

в % к общ. кол-ву личного состава

Всего по МВД

1967

5582

8,1

368

1345

17

150

118

1968

6231

8,8

407

1463

11

154

125

1969

6575

8,9

330

1507

14

127

118

1970

6625

8,7

358

1338

12

142

118

Милиция

1967

4167

9,0

323

1054

14

111

103

1968

4612

9,8

350

1180

11

117

108

1969

4799

9,9

279

1198

8

86

95

1970

4782

9,6

312

1020

9

103

90

ИТУ

1967

604

6,2

4

122

0

15

3

1968

633

7,4

9

104

0

14

3

1969

648

6,8

3

100

1

22

5

1970

719

7,3

4

121

1

17

2

Пожарная
охрана

1967

287

3,8

3

89

1

2

8

1968

355

4,5

5

92

0

7

9

1969

422

5,1

2

107

0

6

5

1970

403

4,8

1

88

0

7

8

Следствие

1967

251

10,7

35

35

1

8

1

1968

267

11,.5

35

22

0

6

1

1969

343

14,7

46

31

5

6

5

1970

295

12,5

37

26

2

6

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.