Рефераты. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

После расследования фактов, изложенных в жалобах граждан, часть из которых подтверждается, при этом процентное соотношение неправомерных действий полицейских выглядит уже несколько иначе (рис. 2). Практически до нулевой отметки уменьшается число подтвержденных фактов расовой дискриминации (с 3,6% до 0,5%), почти вполовину снижается количество подтвержденных фактов агрессивного поведения с параллельным увеличением доли фактов неудовлетворительного выполнения служебных обязанностей.

Рис.2. Распределение подтвердившихся жалоб на полицию Англии и Уэльса, 1994/98 гг.

Удельный вес жалоб ежегодно подтверждающихся в ходе служебных проверок и внутренних расследований невысок для обеих стран - 5,9% в США и 2,2% в Великобритании от их общего количества (табл. 4).

Таблица 4

Соотношение поступивших и подтвердившихся жалоб к численности полиции Великобритании

1993

1994

1995/96

1996/97

1997/98

Уср

Получено
жалоб

34894

36521

35840

36731

35820

35 961

Факты подтвердились

587

2,1%

793

2,2%

749

2,1%

834

2,3%

847

2,3%

762

2,2%

Личный
состав (чел.)

127358

-

-

-

128408

127883

К сожалению, с 1999 г. процент подтвердившихся жалоб не выделяется в качестве отдельного статистического раздела, поэтому здесь и далее в целях сопоставимости мы вынуждены оперировать показателями 1993-1998 гг.

Практически одинаковым является и количество поступающих жалоб в соотношении к числу личного состава полиции - 1 жалоба на каждые 4 чел. в США и 1 жалоба на 3 чел. в Великобритании. Cotton Judith, Povey David. Police Complaints and Discipline. London, 1998. В качестве недостатка следует отметить, что в США, например, трудно судить о содержании жалоб граждан на действия полиции, поскольку в большинстве случаев они фиксируются просто как «поступившая жалоба».

Уровень правонарушений среди британских полицейских на-много ниже, хотя в силу ограниченности статистических данных это может быть только приблизительная оценка:

США

Англия и Уэльс

Уголовные преступления:

4,8 преступления
на 1 тыс. чел.

1,9 преступления
на 1 тыс. чел.

Дисциплинарные
проступки:

нет данных

3.2 проступка
на 1 тыс. чел.

При анализе временной динамики количества правонарушений и дисциплинарных проступков среди полицейских обращает на себя внимание стабильность основных показателей (рис. 3) и тот факт, что примерно четверть ежегодных дисциплинарных взысканий являются результатом рассмотрения жалоб граждан (табл.5).

Рис. 3. Количество проступков в полиции Англии и Уэльса

Таблица 5

Распределение дисциплинарных взысканий в полиции Англии и Уэльса

1993

1994

1995/96

1996/97

1997/98

Всего наказано

485

390

410

377

448

(в результате жалоб граждан)

(149)

(96)

(117)

(102)

(113)

уволено
из полиции

47

27

36

37

37

уволено
с занимаемой должности

55

67

62

40

86

понижено
в звании

20

21

16

15

17

понижена
зарплата

24

38

22

14

21

оштрафовано

184

114

121

147

128

вынесено
выговоров

117

88

110

75

113

получили предупреж-дение

38

35

43

49

46

Рассмотренные положения демонстрируют наличие практически сходных проблем в развитии и деятельности полицейских сил, чьи национальные правительства придерживаются различных подходов в определении места и роли полиции в современном обществе. Американская полиция, укрепляя материально - техническую оснащенность и наделяемая широкими полномочиями для борьбы с преступностью, сталкивается с чрезмерной агрессивностью полицейского персонала и его неготовностью беспристрастно работать с представителями различных этнических меньшинств. Проблема отношения французской полиции к представителям североафриканских народностей также стала постоянным пунктом повестки дня в Европейском Суде по правам человека. Сходные проблемы возникают в работе немецких полицейских с представителями турецкой общины; между полицией Австралии и аборигенами. Chan J.B.L. Changing Police Culture: policing in a multicultural society. Cambridge, 1997.

Попытки установления различных форм общественного контроля встречают не только активное сопротивление со стороны полиции, но и трудности объективного характера, что находит свое отражение в чрезвычайно низком уровне фактов злоупотреблений полиции, подтверждающихся в ходе расследований жалоб граждан, недостаточно гибком реформировании большинства полицейских структур в США, Европе, Индии и Австралии. Wood J.R.T. Royal Commission into the New South Wales Police Service: Final Report. Sydney, 1997. Volume 1: Corruption; Raghavan R.K. Policing a democracy: a comparative study of India and US. New Delhi, 1999. С. 227.

Британцы, направив основные усилия на реорганизацию полицейских сил, придали деятельности полиции не столько карательный, сколько превентивно-сервисный характер, делегируя борьбу с преступностью обществу в целом, а не только самой полиции. Однако и для британского общества проблема агрессивного поведения полицейских сопровождается ростом числа летальных исходов среди задержанных и арестованных, недостаточным уровнем «прозрачности» полицейской работы, продолжаю-щимися фактами коррупции. Police Complaint Authority. Death in Custody: reducing the risk. London, 1999; HMIC. Police Integrity: Securing and maintaining public confidence: Report of Her Majesty's Inspectorate of Constabulary. London, 1999. С. 7.

Опыт таких стран, как Нидерланды, не принявшие ни одного из указанных направлений, показывает, с той же долей очевидности, что в работе современной полиции основными проблемами являются ее автономность, злоупотребление властными полномочиями и коррупционные действия со стороны полицейских. Van Traa M. Report of the Parliamentary Inquiry Committee Concerning Investigation Methods. Translation of article from the Netherlands Juristenblad, 1996, 9 February, № 6; Under Surveillance. Justice. London, 1998. Действия некоторых комиссаров полиции, активно препятствовавших выполнению административных и политических решений относительно полиции, дополняются многочисленными фактами того, что на практике голландская полиция далеко не всегда соблюдает правила субординации. Секретарь голландского министерства юстиции, в свое время высказал мнение: «Полиция больше не слушается властей. Она стала независимой», практически сформулировал вслух опасения граждан о неприступности поли-цейской организации. Аалберс М.М., Ван де Бунт Х.Г., Ван дер Лаан П.Х. Тенденции развития преступ-ности и уголовной юстиции в Нидерландах // Криминологические исследования в мире. М., 1995. С. 81.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.