Рефераты. Философия как наука

людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. самосознание тесно

связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия -

размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей

внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны - от

элементарного самосозерцания, до глубоких раздумий над смыслом жизни своего бытия, его

нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки
Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Важнейшим свойством сознания является идеальность. Идеальное - это такая динамическая,

подвижная модель объекта, в которой выражена его содержание и которая свободна от всех

его реальных социо-природных свойств. Черты идеального:

1. противоположность

материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь-образ огня);

2.несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и

мыслительная деятельность (физико-химическая);

3.невоспринимаемость органами чувств

(отсутствие запаха, вкуса);

4,субъективноеть со стороны формы (зависит от

психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны

содержания (зависит от отражаемого материального объекта);

5.нетождественностьпсихическому. К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: правовые нормы, правила повседневной жизни. Идеальное - это которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии представлении или мышлении человека. Эта модели или образы таковы, что челове может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может сохдатьна их. основе материальные объекты.

15. Мышление и язык. Знаковая и сигнальная функция языка.

Абстрактное мышление может существовать только в языковой форме.

Язык - "непосредственная действительность жизни" (Маркс). Язык представляет собойсложную языковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово - это материальное явление, имеющее три формы: звуковую, как основную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие. Духовная культура общества прежде всего мышление, представляет собой содержание, в то время как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание

непосредственно существует. Язык - материальное средство возникновения и

существования мышления, духовной культуры вообще.В отличие от духовной культуры, которая развивается по своим собственным законам, зависящим от экономических, классовых, социальных устоев общества, язык остаётся более стабильным и не имеет классового характера. Язык является средством формирования, сохранения и передачи мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору наглядности, образности и поэтому должно получить некоторую иную умственно фиксируемую опору. Такой

опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в

качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т.е. знаки. Одной из важнейших функций языка является знаковая функция (функция обозначения).Мышление понятиями возникает на основе совместной трудовой деятельности людей как необходимое средство общения между ними. Поэтому оно должно было приобрести такую материальную форму, которая служила бы

средством обмена мыслями между людьми. Сигнальная (коммуникативная) функция является второй важнейшей функцией языка. Различают естественные (стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества) и искусственные, специально создаваемые для целей познания,

управления техникой ит.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. В настоящее время на Земле насчитывается свыше 2500 языков. Язык - это средство бесконечного развития человеческой мысли, человеческой сущности вообще.

16. Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм.

Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временньм - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие.

Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической революции. Изменение в содержании и характере труда - причина изменения в производственных отношениях и идеологии сообщества.

Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием - целями, стремлениями, намерениями, взглядами группы, классов, общества тодей.Объективные факторы - независящие от сознания как отдельных, так и групп людей, так и общества в целом. В конечном итоге субъективные причины отражают объективные условия, причины, законы природы и общества. То, что было причиной в одном случае, может быть следствием в другом. Категория причины в концентрированном виде выражает природу развития: возникновение высшего из низшего есть порождение высшего низшим. Философский детерминизм - это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что всё в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказывания событий, имеющих как однозначно определённую, так и вероятностную природу.

Классической формой детерминизма в его механическом истолковании является детерминизм, созданный и развитый фр. учёным Лапласом и предполагавший однозначную причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Т.е. если бы существовал ум, осведомлённый о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об

относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципы

диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором

развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счёте прокладывающей себе путь через массу случайностей.

17.Сущность и явление: Диалектика и взаимосвязи.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - филос. категории, отражающие всеобщие формы объективного мира, его познания и практич. деятельности людей. Сущность -- то внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -- то или иное обнаружение (выражение) предмета, внеш., непосредственно-данные формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству -- к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

В антич. философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление -- как видимый, иллюзорный образ вещей или как-то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувств. бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств, нематери-альный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материн», из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологии. характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление С. и я., Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковыва-лось как чувственно-конкретное выражение «абс. идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

В зап. философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистич. истолкование: неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувств, данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность -- как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существова-ния, явление же трактуется в субъективистском духе; в постпозитивизме категория сущности релятивистски интерпретируется как теоретич. конструкт, удобный для систематизации фактов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.