Рефераты. Философия как наука

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.

34.Единство и многообразие мировой истории.

Многообразие истории существует во времени и в пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни , основной источник которого - неравномерность исторического развития.

Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби не признавали существования единой истории
человека, разрывали её на множество самостоятельных, независимых потоков, а в
качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные
системы. ,

Тойнби обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и тоже проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. В будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основании религии.

Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических отношений, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка.

Идеалистическая трактовка единства:

На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье.

Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей. Особое место в освещении исторического процесса в демократической философии принадлежит Гегелю. Он понимает историю, как единый и закономерный процесс, в котом каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общественном развитии человечества. Как общий единый критерий этого поступательного развития, Гегель рассматривает свободу и подчеркивает , что развитие общества носит поступательный характер в силу того,что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы. Но осознание свободы - это еще не действительная свобода, и поэтому прогресс, основанный только на сознании свободы, -это еще не действительный прогресс.

Найденный и разработанный марксизмом критерий общественного прогресса - способ производства, который является единственным ядром, для возможности представить всемирную историю, как единый процесс существования и смены различных общественно-экономических формаций. Более того, удалось показать, что различные формации сменяют друг друга не хаотично, не как в калейдоскопе, а по принципу, согласно которому новое общество качественно превосходит другое по фундаментальным экономическим, социальным, политическим и культурным показателям.

Материалистический подход к единству истории:

Он включает в себя признание единства мировой истории, заложенного в самой реальной жизни, в способе материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть и одновременно основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих закономерностей быть не может.

Проявление единства: Установление экономических, культурных связей между станами, вследствие этого рост городов, консолидация народностей. Экономическое и культурное развитие тесно с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов пересекаются.

35. Понятие общественных отношений. Материальные и идеологические отношения.

Общественные отношения - исторически сложившиеся формы связи и взаимоот-ношения людей.

Общ-ые отнош-я: матер-ые экономические отнош-я складываются вне зависимо-сти и воли людей.

Межличностные отнош-я прежде всего характерны для опыта. Общественные от-нош-я неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют её общественную форму. Каждый человек взаимодейст-вунт с различными коллективами, с обществом, государством, членами своей се-мьи. И вся эта деят-ть людей, очень разных по характеру, одарённости, личным склонностям, протекает в рамках характерного для данного социума обществен-ных отнош-й: моральных, правовых,политических и т.д.

Деят-ть и общ-ые отнош-я формируют чел-ка как существо общ-ое, соц-ое.. Таким образом, общые отнош-я связыают индивида с социальной группой, обществом. И, тем самым, они являются средством включения индивида в общ-ную практику, социальность. В формах общ-ых отнош-й осуществляется вся деят - ть больших общ-ых групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отнош-я превращаются в своеобразные алгоритмы деят-ти социальных групп. Это не означает, что общ-ые отнош-я даны свыше, они порождены деят-тью реальных людей и существуют лишь как формы этой деят-ти. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качест-венную определённость. Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общ-ных отнош-й и заменой его новым. Материальные и идеологические отнош-я - это два вида отнощ-й, вплерённых в практическую деят-ть двух различных видов, существенно отличаются по их гене-зису и взаимодействию с общ-ым сознанием. Те из них, кот. Складываются, не проходя предварительно через общ-ое сознание, наз-ся матер-ыми .Таковыми яв-ляются производственные отнош-я.

Идеологические отнош-я, формируясь на основе матер-ых, зависят от общ-ого сознания. Идеологические отнош-я складываются под влиянием общ-ого сознания и на ряду с последним оказываются вторичными и зависимыми от отнош-й пер-вичных, определяющих,- производственных. Идеологич. Отнош-я обладают при-знаком объективности: как форма практической деят-ти людей, но и существуют вне сознания, хотя и складываются в зависимости от него.

36. Понятие общественно-экономической формации, его значение для научного анализа исторической реальности.

«Маркс положил конец воззрению на общество как на механический агрегат индивидов, возникающий и изменяющийся случайно», и впервые выдвинул категорию общественно-экономической формации, установив, что развитие таких формаций есть естественно -исторический процесс.

Общественно-экономическая формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Общественно-экономическая формация - это общество, об-ладающее своеобразным отличительным «характером». Вместе с тем общественно-экономическая формация - это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю на 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда у Маркса есть еще и другое деле-ние истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабст-во, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Мар-ксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с пре-дыдущей.

Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, и т.д.). Т.е. общественно-экономическая формация - это определенный тип социальной системы, взятый в единст-ве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, богатства духов-ной сферы и всего образа жизни людей. Стержнем формации является способ производ-ства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отно-шений.

Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, исто-рии, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Она адекватно отражает реальную действительность, но адек-ватность следует понимать как отражение сущности, а не явления.

Категория общественно-экономической формации дает объективный критерий для от-граничения одной ступени общественного развития от другой, для вычленения конкрет-но-исторических типов и форм способов производства, а также жизни общества в целом. Она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках объективной тенден-ции его прогрессивного исторического развития. Таким образом она призвана показать динамику человеческой истории, представить исторический процесс во времени.

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь обще-ства на данном этапе исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типо-логически. Именно типологический анализ позволяет рассматривать уровень формаци-онного развитого или иного общества. Рассматривая сами переходы от одной общест-венно-экономической формации к другой, мы подходим к изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность рассматривать историю как единый процесс, рассматривая не только по отдельным стра-нам и регионам, но и во всемирном масштабе.

Типологический и исторический подходы отнюдь не исключают, а, наоборот, предпола-гают друг друга, выступая в единстве.

Литература: Философия. Курс лекций: учебное пособие под ред. В.Л. Калашникова Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия (ч.2) Учеб. Пособие. Новая философская энциклопедия, Т4.

37. Структура общественно-экономической формации. Формация и реальное общество.

Основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства, представляющий собой единство категорий «базиса» и «надстройки», которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны со-циальной жизни - политические, правовые и др.; и как эти стороны воздействуют, в свою очередь, на экономическое развитие общества. Иными словами, в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий. В. И. Ле-нин пояснял, что «основная идея материалистического понимания истории состояла в том. что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Послед-ние представляют собой лишь надстройку на первыми...» (В.И.Ленин «Поли. собр. соч.» Т1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.