государственного управления. Она представляет собой совокупность элементов,
являющихся официально признанными исполнителями политической власти (госаппарат,
полит.партии, движения, профсоюзы).Это главные элементы разветвленного механизма, с
помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.
Власть - это всегда организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на
людей, независимо от их установок относительно такого влияния.
Различают монархические и республиканские формы правления. Монархия - это
государство, главой которого является монарх; здесь существует самодержавная или
ограниченная власть одного человека (царя, короля, императора), которая обычно
передается по наследству и рождение определяет кому быть правителем. Республика -
форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником
власти выступает народное большинство. Республика предполагает правовой порядок,
гласность и разделение властей.
Олигархия - форма правления, при которой государственная власть принадлежит
небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных.
Деспотия - форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный
властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к
подданным в качестве господина и хозяина.
Демократия - государственная форма, в которой верховная власть принадлежит всему
народу.
Теократия - форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть
сосредоточены в руках духовенства (церкви).
45 Политическое и правовое сознание, их роль в жизни общ- ва.
Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлении как государство и государственная власть , кот. впервые возникли с расколом общества на антологические классы. Так как общественное разделение труда ведет к возникновению классов, а значит и к резким различиям в условиях, их жизни и деятельности, то появляется необходимость поддерживать сложившуюся классовую структуру через государственную власть, кот. чаще всего, естественно выражает интересы господствующего класса. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно- экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. В этой обусловленности непосредственными экономическими и классовыми интересами стоит специфика политического сознания. Устройство государственной власти центральная проблема политического мышления. Политическая борьба за определение устройства , задач и содержания деятельности государства исторически облеклась в самые разные по своему качеству формы-начиная от гласного обсуждения социальных проблем , от парламентских дискуссий и экономических требований , ведущих к частным реформам, и кончая насильственными государственными переворотами, социальными революциями.
(2вар)Именно политические интересы чаще всего являются стержнемвсех общественно активных объединений, и тем более, социальных столкновений. Не только социально- политическая ,но и духовная жизнь общества находятся в зависимости от политических интересов.
Пока не исчезнут классы (=проблема государственной власти) все устремления человеческого духа будут вовлекаться сознательно или насильственно в политические противоречия. Правовое сознание- это та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативно социально -экономической деятельности различных субъектов права ( индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации. Должностных лиц и т. д.) .Правовое сознание как бы промежуточное между политическим и нравственным сознанием. Если политическое сознание формируется в зависимости от объективных социально- экономических интересов . то правосознание в большей степени ориентируется на рационально -нравственные оценки.
Внутренняя близость правосознания с рационально -нравственными категориями имеет исторические причины. В бесклассовом первобытном обществе с его мифологическим мировоззрением , законы рассматривались как нравственная традиция , они « носили форму установлений, санкционированных богами» (Гегель).
Правовое сознание общества всегда есть поддержка самой идеи регламентированных отношений между личностью и государством , кот. признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии .кот. нужно знать и соблюдать ,но нельзя считать абсолютными, то есть свободными от критической оценки. Политическое и правовое сознание существуют как на общественно - практическом ,так и на теоретическом уровни.
46. Нравственное и эстетическое сознание
Нравственное сознание: Феномен нравственности возможен только в обществе, во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия.
Нравственность - это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Основные проявления нравственной жизни человека - чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяния. Нормы нравственности - правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях. Они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Правильная мера требования общества к людям - справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятие решения и ответственности за содеянное. Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счёте выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Нравственное выступало как стихийно обобщённый и устойчивый образ действий людей, как их нравы. Нравственность в историческом развитии обладает преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их. Исходные категории нравственности - ДОБРО и ЗЛО. Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло - отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества. Соц. обязанности, налагаемые на каждого члена общества своим народом, родиной, другими народами, своей семьёй, принимают форму нравственного долга. Долг - это то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений.
Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели и осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия. Совесть - это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности. Мерило человеческого достоинства - общественно-полезный труд. Смысл человеческой жизни в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества. С этим связано человеческое счастье - нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Эстетическое сознание Эстетическое сознание - это феномен духовной культуры. Ни водной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством. Его высшая форма - искусство.
Античность: красота, гармония = разумное, учение о красоте = учение о бытии, Истина, Красота и Благо составляют единство
Возрождение: обособление эстетики как самостоятельной формы духовной: деятельности > обособление Красоты, Красота - «совершенство чувственного познания», место пребывания Красоты - искусство этой точки зрения придерживались:А.и Ф. Шлегели (романтики), К. Фишер (классический немецкий реализм), Г. Коген (неокантианство XIXв., XXв.)
основная мысль - красота выше истины и добра
Согласно И.В.Гёте, между истиной и красотой нет резкой границы.
Просвещение: искусство не как средство познания мира, но как форма человеческого самоутверждения
Русская культура XIXв.: =взгляды Гёте
Эстетическое чувство - просветленное чувство наслаждения красотой мира. Эст. чувства предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства.
По степене обобщённости эст. чувства делятся:
- конкретные (к тому или иному худ. произведению);
- абстрактные (чувство трагического, возвышенного)
Категории: прекрасное - безобразное, комическое - трагическое, возвышенное - низменное.
Чувство юмора - способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого.
Искусство - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознания из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
47.Роль социальной среды и самодеятельности в формировании личности
Личность - человеческий индивид в аспекте его соц.качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность есть индивидуальный сгусток (узел, связь, структура, тождество или какая-нибудь единичная закономерность) природных, общественных или исторических отношений.
В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17