Рефераты. Философия как наука

27. Проблема истины в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

Непосредственная цель познания - постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и всей целостной картины мира в динамике ее развития. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания - нелегкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем. Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и социальные основания. Но их следует отличать от ЛЖИ как нравственно-психологического феномена.

ЛОЖЬ - это искажение действительного состояния дел. имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Но познание не сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к естественно- научному и социальному познанию.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок? Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики своего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. Принцип прагматизма , определяющий значение истины ее практической полезностью. Критерий истины заключается в практике: «Вопрос о том. обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а вопрос практический. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощносторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть вопрос оторванный от жизни»(Маркс, Энгельс, сочинения, т. 42).Но и практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание...

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. (УЧЕБНИК. СПИРКИН)

28. Научное познание, его специфические признаки. Лит-pa: Рузавин Г. И. «Методы научного исследования»

Научное познание представляет исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное- методами получения и проверки новых знаний. Науч. Зн. предполагает наличие некоторых необходимых условий, при которых осуществл. фактическая реализация различных методов и форм научного познания. Важно наличие самой проблемы, фактов, научных описаний и объяснений... Отсутствие какого-либо из этих элементов делает науч. Позн. Либо невозможным, либо бессмысленным(Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания»). Есть особенности, которые отличают научное знание от обыденного, а утверждения науки- от мнений «здравого смысла»:

Науч. Зн. Всегда отличается последовательным и систематическим характером;

Науч. Зн. представляет собой не совокупность «сведений» о мире, «набор»информации, а определенную систему знаний. Науч. исследов. является целенаправленным познанием, результативность которого выступает в виде системы понятий, законов и теорий.

Стремится к достижению объективно истинного знания, опираясь на факты, ане на веру.(Факты- это зарегистрированные нашим сознанием реальныесобытия и явления. (Учебник. Спиркин А. Г.)

Наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремиться объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теор. представления.

Создает новые понятия, законы и теории. Именно с их помощью можно не только объяснить уже известные факты, но и предсказывать факты и явления неизвестные, т. е. выражением научного познания является открытие, т. е.обнаружение ранее неизв. существенных свойств, явлений или законов.(Учебник. Спиркин А. Г.)

Раскрытие сущности исследуемых явлений (вводятся абстракции иидеализации, обращаются к гипотезам и теориям)

Наука отличается наибольшей надежностью и проверяемостью

Науч. исследование не ведется вслепую, оно не сводится к непрерывной цепи догадок. Ученые руководствуются определенными приемами, правилами, методами.

Результат научного познания обладает проверяемостью, и он фальсифицирован (опровергаем), это объективно истинное знание.( Лекция)

Научное познание всегда рационально (Лекция)

ЗАКОН- существенно необходимое, повторяющаяся связь (отношение) сторон, моментов действительности(объективной и субъективной) (Лекция) Метод- основа научного познания, он предусматривает тот предел достоверности, до которого мы обязаны исчислять. (Лекция)

29. Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Лит-pa: Кочергин А. Н. «методы и формы научного познания»

Для научного знания характерно наличие двух уровней: эмпир-го. и теор-го. Различение этих форм познания осуществляется разными способами:

Эмпир. форма познания связана с наблюдением, а теоретическая- с ненаблюдаемымуровнем познаваемой действительности.

С помощью понятия теории: вторая связана с теорией, а первая нет;

через понятия сущности и явления: эмпир. форма связывается с явлением, теор.- ссущностью (выявление содержания познаваемой реальности);

по осуществляемым познавательным процедурам: первая связана с наблюдением иэкспериментом, вторая- с построением картины исследуемого объекта из элементов, недоступных чувственному восприятию;

направленность исследования: первая направлена на установление связи теоретическойформы с реальностью, вторая- на развитие концептуальных средств науки, на построение «теор.мира»

Эмпир. исследование предполагает предварительную теор. оценку, т. е. оно возможнолишь на базе теор-го. Поэтому трудно выделить, что главнее, первичнее. Это зависит от точкизрения при рассмотрении реальной ситуации, сложившейся в науке.

В науке основными формами эмпир. исследования являются наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ- целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь набл. с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получил от внешнего мира(ощущения). Активная роль деятельности сознания проявляется еще и в том, что наблюдатель не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или опытом.

Всякое набл. предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта(отдельные лица, группы) и воспринимающего его субъекта, который осуществляет набл. в конкретных условиях времени и места. В научном набл. добавляются спец. средства(микроскопы, телескопы...). Набл. имеет свои недостатки: психологическое состояние, личностные особенности набл-ля, установки, интересы могут весьма ощутимо влиять на результаты набл. Во избежание этого важны необх. условия: требование, чтобы данные имели интерсубъективный характер(приборы); выдвижение гипотез и последующая их критическая проверка. Функции набл.(Рузавин Г. И. «Научная теория»)

обеспечение эмпир. информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки;

проверка гипотез и терий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента;

в терминах набл. осуществл. сопоставление результатов, полученных в ходе теор. исследов., проверяется их адекватность и истинность.

ЭКСПЕРИМЕНТ. (Кочергин) Обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Здесь исследователь сознательно вмешивается в естественный ход протекания событий (отличие от набл.!)путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменяет условия, в которых проходит процесс. В структуру экспер. Входят не только объект и субъект, но и определенные материальные средства воздействия на объект. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой- дает данные для новых гипотез.(Учебник. Спиркин А. Г.) Функции экспер. - опытная проверка гипотез и теорий

формирование новых гипотез и теор. представлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.