Рефераты. Современная банковская система РФ

ходе финансового кризиса;

. предложение иностранным банкам вместе с государством участвовать в

банковской реструктуризации в России;

. выработка нормативных актов, побуждающих иностранные банки к

расширению своего бизнеса в России, базирующегося на наращивании

банковского капитала и расширении спектра банковских услуг.

В настоящее время Банк России считает возможным и необходимым

повышение доли иностранных участников в банковском капитале путем

капитализации долгов российских банков перед нерезидентами. Конкретно речь

идет о преобразовании требований иностранных кредиторов в участие в

уставном капитале банка[19]. Однако с учетом того, что механизмы конверсии

долгов, предложенные Банком России, пока не продемонстрировали свою

работоспособность, вряд ли можно рассчитывать на особую активность

иностранных инвесторов.

Специфика российского банковского кризиса и источников потерь

российских банков (курсовые риски и срочные операции) не позволяет

использовать такой традиционный метод рекапиталнзации банковской системы,

как выкуп «плохих» активов[20]. В России преодоление кризиса связано с

необходимостью ставить «диагноз» каждому банку, с которым государство

собирается работать, определяя причины и характер его неплатежеспособности,

подбирая, если это возможно, соответствующие инструменты для разрешения

сложившейся ситуации. Очевидно, набор инструментов не всегда может быть

одинаковым. Учитывая реальные условия работы российских банков, можно

выделить ряд типичных проблем, которые могут обусловить включение банка в

программу реструктуризации АРКО, и соответствующие инструменты их

решения[21] (см. табл. 13).

Таблица 13

|Проблема и ее причины |Возможные инструменты |

|Недостаток банковского |1.Установление на фиксированный срок |

|капитала. Это может быть |индивидуальных пруденциальных нормативов, |

|следствием понесенных |которые исходят из напряженного, но |

|убытков и нс обязательно |реалистичного графика увеличения собственных |

|влечет за собой утрату |средств банков. |

|платежеспособности банка. |2. Приобретение государством доли в капитале |

|Банк может выполнять все |банка |

|свои текущие обязательства.|(предоставление ему субординированного |

|Проблемы банка сводятся к |кредита) для восстановления размеров капитала|

|нарушению пруденциальных |до уровня, обеспечивающего выполнение |

|нормативов. |надзорных нормативов. Для предотвращения |

| |инфляционных эффектов банк направляет |

| |полученные средства на приобретение |

| |долгосрочных низкопроцентных государственных |

| |ценных бумаг. Дополнительными условиями |

| |(опционами) может быть предусмотрено право |

| |владельцев/менеджеров банка на выкуп акций до|

| |момента погашения госбумаг. В случае их |

| |отказа от использования этого права |

| |государство продает принадлежащую ему делю в |

| |капитале банка. |

|Текущая нехватка |1. Выкуп государством работающих активов с их|

|ликвидности. Это - |последующей продажей другим банкам. |

|результат либо ошибок |Привлечете банков, в капитале которых |

|менеджмента банка при |преобладает доля государства, к участию в |

|контроле за соответствием |фондировании хороших долгосрочных активов. |

|сроков активов и пассивов, |Предоставление кредитов на поддержку |

|либо продажи банком своих |ликвидности. |

|ликвидных активов для | |

|исполнения резко | |

|возрастающего объема | |

|требований клиентов. В | |

|таком случае банк обладает | |

|долгосрочной устойчивостью,| |

|хорошими по качеству | |

|активами, которые могут | |

|обеспечить нормальное | |

|функционирование банка. | |

|Недостаток текущих доходов.|Привлечена банка к участию в государственных |

|Это - следствие утраты |программах, таких, как кредитование: АПК, |

|банком части работающих |обслуживание счетов ГТК кредитование |

|активов, связанное либо с |экспортных поставок государственных компаний.|

|необходимостью исполнять | |

|обязательства перед |Перевод в банк на обслуживание |

|клиентами, либо с резким |государственных предприятий и организаций, |

|падением качества |находящихся в данном регионе. |

|активов (неспособностью |Выкуп части филиальной сети банка, затраты на|

|заемщиков выполнить свои |функционирование которой не соответствуют |

|обязательства по уплате |доходам банка в данном регионе. При этом в |

|про- |филиале сохраняются соответствующие |

|центов банку). |«региональные» активы. В последующем |

| |государство может использовать этот филиал |

| |для присоединения к банкам, которые оно хочет|

| |видеть в качестве активно работающих в данном|

| |регионе. |

| |Выкуп активов, работоспособность которых |

| |резко упала. |

| |5. Прямая финансовая помощь (разовые дотации,|

| |кредиты по пониженным ставкам, выпуск |

| |специальных высокодоходных сенных бумаг для |

| |приобретения их банком). |

|Убытки банка, возникшие в |Перевод часта обязательств банка в банки, |

|результате резкого роста |контролируемые государством. Одновременно |

|стоимости обязательств |необходимо гарантировать обязательства |

|(курсовые переоценки, |проблемного банка перед банком, принимающим |

|форвардные операции) или |на себя его обязательства перед клиентами |

|утраты активов (банкротство|(схема перевода частных вкладов в Сбербанк |

| |осенью 1998 г.). |

|заемщика). |2. Прямая финансовая помощь (разовые дотации,|

| |кредиты по пониженным ставкам, выпуск |

| |специальных высокодоходных ценных бумаг для |

| |приобретения их банком). |

Во всех случаях, когда государство оказывает финансовую помощь банку,

его собственники должны принимать на себя жесткие обязательства

относительно периода восстановления капитала банка. Так, если банк получает

кредиты по ставкам ниже рыночных, то вся получаемая им прибыль от разницы в

процентных ставках должна направляться на приращение капитала. То же самое

может относиться к случаям участия банков в государственных программах.

Невыполнение обязательств, принятых собственниками, должно приводить к

переходу прав собственности на банк к государству. Соответствующий механизм

может гарантироваться залогом акций или конвертируемыми облигациями,

которые необходимо передавать государству в начале программы

реструктуризации.

Рефинансирование убытков неплатежеспособного банка не может

превращаться в самоцель, так как, в конечном счете, рекапитализация

должна стать основой последующего восстановления активных операций

банка. Ограниченность ресурсов АРКО ставит жесткие пределы кредитованию

банков в целях покрытия их убытков и выдвигает на первый план кредиты на

улучшение качества активов и повышение их доходности. Полагаем, что АРКО

нужно не столько спасать неплатежеспособные или проблемные банки, сколько

содействовать снижению рисков их активных и пассивных операций и облегчать

(направлять) процесс договоренности банков со своими кредиторами и

заемщиками.

2.7. Результаты реструктуризации и общая оценка текущей ситуации

в банковской системе

(XI съезд Ассоциации российских банков)

Главным итогом работы по преодолению последствий финансового кризиса

стало то, что с повестки дня сняты наиболее острые проблемы, вызванные

событиями августа 1998 года. Решены по существу принципиальные задачи,

определенные в ноябре 1998 года документом “О мерах по реструктуризации

банковской системы Российской Федерации”, одобренным Советом директоров

Банка России и Президиумом Правительства Российской Федерации, а именно:

- банковская система расчищена от неплатежеспособных банков,

сохранено и рекапитализировано ее жизнеспособное ядро, клиентам

предоставляется базовый комплекс услуг;

- практически восстановлен докризисный уровень доверия к

банковской системе со стороны клиентов, в том числе частных

вкладчиков;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.