Рефераты. Современная банковская система РФ

переплетения банковской и иной (производственной, торговой) деятельности.

Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных

организациях является развитие банковского надзора с акцентом на проведение

комплексных оценок качества систем внутрибанковского управления и

внутреннего контроля и на повышение роли этих оценок при определении

состояния и перспектив деятельности кредитных организаций. Вместе с тем

надзорный орган не должен диктовать банкам конкретные схемы корпоративного

управления и внутреннего контроля. Последние должны самостоятельно

определяться банком исходя из характера и масштабов решаемых задач.

Политика Банка России по приближению надзорных требований,

предъявляемых к кредитным организациям, к общепризнанным международным

стандартам в целом встречает понимание в банковском сообществе. Тем не

менее суть некоторых предложений, которые поступают в Банк России, можно

свести к тому, что надзорный орган должен закрыть глаза на повышенные

риски, а иногда и прямые финансовые потери банков. Очевидно, такие подходы

не на пользу самим банкам.

Необходимо, видимо, еще раз вернуться к вопросу о взаимодействии

кредитных организаций и органа банковского надзора. Позвольте небольшую

аналогию. Известно, что чем дольше откладывать лечение болезни, тем сложнее

будет ее лечить. Эта нехитрая истина в полной мере применима к нашему

случаю. Речь идет о необходимости раннего реагирования на недостатки в

состоянии банков. Одновременно важной задачей банковского надзора является

его ориентация на содержательные аспекты деятельности банков. И в этом

плане надо иметь в виду, что реализация Базельских принципов эффективного

банковского надзора как раз и предполагает последовательный переход в

акцентах от формальных ограничений и регламентаций к надзорному

реагированию на базе максимального учета таких параметров, как

существенность рисков и качество внутрибанковских систем управления и

контроля за рисками. Базель исходит из необходимости разумных суждений

органов банковского надзора о реальном уровне риска и из необходимости

выбора адекватных форм надзорного реагирования. Роль надзорного органа при

этом должна претерпеть качественные изменения, предполагающие дополнение и

даже частичное замещение процедур контроля за соблюдением установленных

норм оценками содержательных аспектов в деятельности кредитных организаций.

Темпы внедрения современных подходов к организации банковского надзора,

помимо качества решения данной задачи самим органом надзора, будут зависеть

от эффективности коммерческих решений и повышения степени самостоятельности

банков в их принятии. Речь идет об исключении прямого либо косвенного

влияния связанных с банками лиц на характер принимаемых решений.

Разумеется, состояние и повышение качества надзора зависят также от

состояния общей культуры банковского дела и от общей динамики его развития.

Большое значение для укрепления системной устойчивости банковского

сектора имеет повышение ответственности реальных владельцев банков. Анализ

показывает, что в послекризисный период восстановление некоторых банков

было связано с добросовестными действиями их собственников. Так, увеличение

совокупного капитала банковской системы произошло главным образом за счет

взносов в уставные капиталы кредитных организаций. Естественно, встречаются

и обратные примеры, когда разорение банков — на совести их учредителей и

аффилированных с ними лиц.

В сфере допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования

банковской деятельности необходимо развитие требований к профессиональной

пригодности и деловой репутации руководства и финансовой устойчивости

учредителей (участников) кредитных организаций.

Чтобы поставить вне закона деструктивные действия владельцев и

менеджмента банков, иметь возможность более оперативно и действенно

реагировать на недостатки в состоянии банков, Банк России совместно с

Правительством Российской Федерации подготовил поправки в законодательство

в сфере банковского надзора, банкротства и ликвидации кредитных

организаций, обеспечивающие введение более строгих исходных требований и

более жестких норм ответственности руководителей и учредителей (участников)

за осуществление действий, вызвавших банкротство кредитных организаций.

Вышеупомянутые поправки были внесены в Государственную Думу в октябре

1999 года и приняты в первом чтении в конце марта 2000 года, однако затем

процесс пошел медленнее, чем хотелось бы. Сейчас в этом вопросе наметились

позитивные сдвиги. Имеются неплохие перспективы получить в ближайшее время

необходимые изменения в законодательстве, позволяющие более эффективно

заниматься решением назревших проблем. Хотелось бы пожелать законодателям

успешно завершить работу по рассмотрению законопроектов в самой близкой

перспективе.

Важным вопросом и реальной проблемой банковской реформы является

ликвидация кредитных организаций, у которых отозваны лицензии. Главное

действующее лицо в процессе ликвидации — суды. Возможно, банки и финансы

должны быть предметом отдельного направления развития судебной реформы,

включающей специализированные суды и профессионалов, понимающих специфику

финансовой, в том числе и банковской, деятельности. Практика показывает,

что решения судов по одному и тому же вопросу в разных инстанциях очень

разноречивы. В целом проблема совершенствования законодательства и его

применения является одной из наиболее острых с точки зрения проведения всей

банковской реформы.

В условиях ограниченных внутренних возможностей увеличения капитальной

базы кредитных организаций необходимым является привлечение иностранных

инвестиций в банковскую сферу. Расширение присутствия иностранного капитала

с солидной репутацией на российском рынке банковских услуг будет иметь

позитивное значение и потому, что он будет способствовать развитию здоровой

конкуренции, привнесет в Россию современные банковские технологии, новые

финансовые продукты и в целом накопленную культуру банковского дела.

В связи с этим сохраняет свою остроту вопрос о формировании

благоприятного по международным меркам экономического, и в том числе

инвестиционного, климата. Лейтмотивом высказываний представителей бизнеса

из развитых стран является то, что без лучшей защиты прав собственников и

кредиторов, прозрачного государственного регулирования экономики и четких

правил игры, приемлемых налоговых условий иностранные инвестиции в страну

не придут.

Роль иностранного капитала в банковской системе России невелика и

стабильна. Удельный вес банков с иностранным капиталом на протяжении ряда

последних лет в собственных средствах (капитале) и в активах банковской

системы России составляет около 10%. Так что желание солидного зарубежного

капитала прийти в страну, в том числе в банковскую систему, следует

приветствовать. В связи с этим следует решить и вопрос о порядке открытия в

стране филиалов иностранных банков, а также о режиме регулирования их

деятельности.

Следует подчеркнуть, что создание благоприятных условий ведения

бизнеса необходимо, конечно, не только, а может быть, и не столько для

привлечения иностранного капитала, но прежде всего для развития

отечественного капитала, составляющего основу российской рыночной системы.

Очевидно, что иностранный и отечественный капитал должен чувствовать себя

достаточно — и в равной мере — комфортно.

2. Повышение качества реализации банковским сектором функций

по аккумулированию сбережений и их трансформации в кредиты и инвестиции

Коммерческие принципы организации банковского дела предопределяют

интерес банкиров к кредитованию экономики. В связи с этим проблема отнюдь

не в отсутствии у банкиров субъективного желания изменить свою роль в

воспроизводственном процессе. Но эти же принципы ориентируют на ограничение

принимаемого риска разумным уровнем, на кредитование только эффективных

проектов. Наиболее острые проблемы развития кредитования заключаются в

уровне кредитных рисков, а также в состоянии ресурсной базы банков. Многие

существенные факторы рисков, сдерживающие кредитную активность банков и

одновременно определяющие более высокую уязвимость кредитных организаций,

специализирующихся на кредитовании реального сектора экономики, как

отмечалось, возникают и развиваются вне банковской сферы.

В 2000 году процесс кредитования банками реального сектора экономики

активизировался. Объем кредитов предприятиям и организациям за 2000 год

увеличился на 326,7 млрд. рублей, или на 69,5% (за 1999 год — на 26,4%).

При этом доля указанных кредитов в совокупных активах действующих кредитных

организаций выросла с 29,6% на 1.01.2000 г. до 33,8% на 1.01.2001 года.

Отражением роста кредитной активности банков явилось также увеличение

количества заключенных кредитных договоров: общее количество договоров по

предоставленным кредитам по банковской системе в целом (исключая учтенные

кредитной организацией векселя) выросло с 1,2 млн. на 1.01.2000 г. до

1,6 млн. на 1.01.2001 года. Рост объема кредитов, предоставленных

предприятиям реального сектора экономики, наблюдался в 2000 году в 68%

действующих банков. Вместе с тем банки при кредитовании реального сектора

экономики по-прежнему демонстрируют осторожный подход к выдаче ссуд, что

следует оценить как безусловно положительный факт.

Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных

операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной базы, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.