которой преобладают краткосрочные ресурсы. Банки испытывают весьма острый
дефицит средне- и долгосрочных ресурсов, что, в свою очередь, обусловлено
как общим низким уровнем накоплений и сбережений, так и незначительностью
той их доли, которая размещена в банках. Многое зависит от состояния
реальных доходов предприятий и населения. Ситуация здесь следующая: по
данным Госкомстата, в 2000 году реальные располагаемые доходы населения не
превышают 80% от уровня 1997 года. Определенные надежды на улучшение в этой
сфере связываются с дальнейшим оживлением экономики, а также с введением
государственной системы гарантирования вкладов.
Насколько сильны позиции государства в банковском секторе? В рамках
развития банковского обслуживания реальной экономики активно обсуждается
вопрос о месте так называемых государственных банков.
В настоящее время непосредственно государство, включая в данном
контексте в это понятие федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные
федеральные унитарные предприятия и учреждения, государственные унитарные
предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации, а также РФФИ (но
не включая Банк России), по данным Центрального банка Российской Федерации,
имеет вложения, превышающие 50% уставного капитала, только в 21 кредитной
организации (без учета банков, находящихся под управлением АРКО. Кроме
того, в собственности Правительства Российской Федерации находится также
Внешэкономбанк, не являющийся кредитной организацией по законодательству
Российской Федерации).
Удельный вес указанных кредитных организаций в собственных средствах и
активах банковской системы составляет немногим более 3%.
Может ли быть повышена эффективность работы этих банков с реальной
экономикой? Видимо, да. Для этого необходимо в том числе определить
критерии эффективности их деятельности, выработать стратегию
функционирования и решить вопросы совершенствования корпоративного
управления.
Что касается некоторого укрепления позиции государственных банков на
кредитном рынке, то в основном оно приходится на Сбербанк и Внешторгбанк.
При этом представляется более верным говорить не о результатах некоего
политического курса, а о естественных последствиях кризиса. Представляется,
что в среднесрочной перспективе банки с частным капиталом будут иметь более
динамичное развитие. Принципиально важным в этом контексте является
соблюдение принципа равных условий для ведения бизнеса всеми банками вне
зависимости от формы собственности. Ко всем банкам должны предъявляться
единые требования с точки зрения ограничения рисков и управления ими.
Развитие конкуренции — одно из фундаментальных условий развития бизнеса, в
том числе, разумеется, и банковского.
3. Укрепление доверия к российской банковской системе со стороны
инвесторов
Укрепление доверия к банковской системе должно являться естественным
следствием решения указанных выше проблем. Хотел бы подчеркнуть этот тезис.
Иное решение, когда об укреплении доверия говорится порой чуть ли не как о
самоцели, представляется ошибочным. Экономическое доверие должно
базироваться на надежном фундаменте, а не быть верой в чудо или надеждой на
авось. Достоверность учета и адекватность информации о производственном и
финансовом состоянии хозяйствующих субъектов является принципиальным
требованием системы рыночных связей. Переход на МСБУиО позволяет выполнить
это требование.
В течение ближайших двух лет будет проведена работа по подготовке к
внедрению международных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета
кредитными организациями. Указанная работа затронет нормативную базу,
вопросы организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных
организациях, а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой
предпосылкой решения данной задачи является принятие нового Федерального
закона “О бухгалтерском учете”, который должен создать возможности для
практического внедрения учетных принципов, основанных на Международных
стандартах бухгалтерского учета и отчетности (МСБУиО). Необходимые
коррективы с учетом сказанного выше должны быть внесены также в налоговое
законодательство.
При этом Банк России исходит из необходимости фронтального перехода на
МСБУиО в масштабах всей экономики. Учет — это экономическая система мер и
весов. Очевидно, что она должна быть единой во всей экономике. В рамках
перехода на МСБУиО будут приняты дополнительные меры по оптимизации системы
отчетности, представляемой кредитными организациями, имея в виду в первую
очередь устранение дублирования и излишней детализиции информации,
упорядочение сроков представления отчетности.
Необходимо отметить ключевые факторы укрепления доверия к банковской
системе. Это снижение системных рисков, развитие корпоративного управления
и внутреннего контроля в банках, развитие транспарентности и рыночной
дисциплины на рынке банковских услуг, развитие системы банковского надзора.
Решение этих задач зависит от усилий всех ветвей власти, Банка России и,
разумеется, кредитных организаций и их владельцев.
Чуть более подробно о МСБУиО (элемент развития транспарентности и
рыночной дисциплины) и о защите вкладчиков (элемент снижения системных
рисков).
Одной из важных мер по защите интересов вкладчиков и, таким образом,
по привлечению сбережений населения в банковскую систему может стать
создание системы гарантирования (страхования) вкладов. С правовой точки
зрения основным условием введения такой системы является принятие
соответствующего федерального закона. Система гарантирования вкладов может
строиться на разных организационных принципах. Но в любом случае необходим
переходный период, по истечении которого на рынке частных вкладов не должно
оставаться банков, которым отказано или по установленным критериям должно
быть отказано в участии в системе гарантирования вкладов.
Учитывая состояние экономики банковской системы и возможности бюджета,
формирование системы гарантирования вкладов должно осуществляться поэтапно.
Этапность предполагает исходно низкий и при благоприятных условиях
постепенно повышаемый уровень гарантирования вкладов. При этом уровень
возмещения по вкладам даже в развитой системе гарантирования должен быть
умеренным, с тем чтобы не провоцировать снижения качества управления
банками или “безразличного” поведения вкладчиков. По значительным по
величине вкладам уровень компенсации, на наш взгляд, не должен превышать
50%, а максимальная компенсация должна распространяться только на небольшие
вклады, выполняя функцию социальной защиты наименее обеспеченных (и в силу
этого в общей своей массе наименее просвещенных) вкладчиков.
Представляется, что для участия в системе должны изначально
допускаться только финансово стабильные банки. В дальнейшем по мере
дифференциации финансового положения банков-участников возможен переход на
построение системы дифференцированных взносов в зависимости от финансового
состояния банков.
Вопрос о целесообразности введения в России системы гарантирования
вкладов является до настоящего времени дискуссионным. Однако практически
все мало-мальски развитые страны идут этим путем, и пока ни одна из них не
признала этот путь ошибочным.
3. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВ ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ
ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Анализ кредитоспособности и финансовой
устойчивости коммерческого банка
Очевидно, что с развитием рыночной экономики возрастает не только роль
коммерческого банка, но и их количество и спектр предоставляемых услуг и
типов операций. Следовательно, возрастают, как риск непосредственно
осуществления операций с конкретным банком так и риск от совершения
определенного типа операции как таковой. Тем более, как показывает
практика, на сегодняшний день наблюдается ужесточение конкуренции на
финансовом рынке и как следствие — банкротство ряда банков, отзыв лицензии
или просто неплатежи, или их задержка в связи с ухудшением финансового
положения, кризисов ликвидности, элементарной некомпетентности персонала
или прямого нарушения договоров и законодательства. И хотя ЦБ старается
следить за деятельностью КБ, но этого явно недостаточно. Коммерческие банки
должны сами отлеживать все тенденции в развитии как банковского дела в
целом, так и финансового положения банков, с которыми они работают. Также
необходимо вести грамотную политику в отношении активных операций, то есть
вводить систему лимитирования активных операций и рисков, особенно остро
эта проблема стоит при определении лимита на операции на межбанковском
рынке, так как межбанковские кредиты, овердрафты, овернайты, операции с
векселями и т.д. не подразумевают получения гарантий или обеспечения.
Рассмотрим теперь вкратце основные методы банковского надзора.
3.2. Банковский надзор
Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные
государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно
отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К
государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в
этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор
за банковской деятельностью. Надзор осуществляться двумя основными
методами:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18