Рефераты. Современная банковская система РФ

которой преобладают краткосрочные ресурсы. Банки испытывают весьма острый

дефицит средне- и долгосрочных ресурсов, что, в свою очередь, обусловлено

как общим низким уровнем накоплений и сбережений, так и незначительностью

той их доли, которая размещена в банках. Многое зависит от состояния

реальных доходов предприятий и населения. Ситуация здесь следующая: по

данным Госкомстата, в 2000 году реальные располагаемые доходы населения не

превышают 80% от уровня 1997 года. Определенные надежды на улучшение в этой

сфере связываются с дальнейшим оживлением экономики, а также с введением

государственной системы гарантирования вкладов.

Насколько сильны позиции государства в банковском секторе? В рамках

развития банковского обслуживания реальной экономики активно обсуждается

вопрос о месте так называемых государственных банков.

В настоящее время непосредственно государство, включая в данном

контексте в это понятие федеральные органы исполнительной власти, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные

федеральные унитарные предприятия и учреждения, государственные унитарные

предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации, а также РФФИ (но

не включая Банк России), по данным Центрального банка Российской Федерации,

имеет вложения, превышающие 50% уставного капитала, только в 21 кредитной

организации (без учета банков, находящихся под управлением АРКО. Кроме

того, в собственности Правительства Российской Федерации находится также

Внешэкономбанк, не являющийся кредитной организацией по законодательству

Российской Федерации).

Удельный вес указанных кредитных организаций в собственных средствах и

активах банковской системы составляет немногим более 3%.

Может ли быть повышена эффективность работы этих банков с реальной

экономикой? Видимо, да. Для этого необходимо в том числе определить

критерии эффективности их деятельности, выработать стратегию

функционирования и решить вопросы совершенствования корпоративного

управления.

Что касается некоторого укрепления позиции государственных банков на

кредитном рынке, то в основном оно приходится на Сбербанк и Внешторгбанк.

При этом представляется более верным говорить не о результатах некоего

политического курса, а о естественных последствиях кризиса. Представляется,

что в среднесрочной перспективе банки с частным капиталом будут иметь более

динамичное развитие. Принципиально важным в этом контексте является

соблюдение принципа равных условий для ведения бизнеса всеми банками вне

зависимости от формы собственности. Ко всем банкам должны предъявляться

единые требования с точки зрения ограничения рисков и управления ими.

Развитие конкуренции — одно из фундаментальных условий развития бизнеса, в

том числе, разумеется, и банковского.

3. Укрепление доверия к российской банковской системе со стороны

инвесторов

Укрепление доверия к банковской системе должно являться естественным

следствием решения указанных выше проблем. Хотел бы подчеркнуть этот тезис.

Иное решение, когда об укреплении доверия говорится порой чуть ли не как о

самоцели, представляется ошибочным. Экономическое доверие должно

базироваться на надежном фундаменте, а не быть верой в чудо или надеждой на

авось. Достоверность учета и адекватность информации о производственном и

финансовом состоянии хозяйствующих субъектов является принципиальным

требованием системы рыночных связей. Переход на МСБУиО позволяет выполнить

это требование.

В течение ближайших двух лет будет проведена работа по подготовке к

внедрению международных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета

кредитными организациями. Указанная работа затронет нормативную базу,

вопросы организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных

организациях, а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой

предпосылкой решения данной задачи является принятие нового Федерального

закона “О бухгалтерском учете”, который должен создать возможности для

практического внедрения учетных принципов, основанных на Международных

стандартах бухгалтерского учета и отчетности (МСБУиО). Необходимые

коррективы с учетом сказанного выше должны быть внесены также в налоговое

законодательство.

При этом Банк России исходит из необходимости фронтального перехода на

МСБУиО в масштабах всей экономики. Учет — это экономическая система мер и

весов. Очевидно, что она должна быть единой во всей экономике. В рамках

перехода на МСБУиО будут приняты дополнительные меры по оптимизации системы

отчетности, представляемой кредитными организациями, имея в виду в первую

очередь устранение дублирования и излишней детализиции информации,

упорядочение сроков представления отчетности.

Необходимо отметить ключевые факторы укрепления доверия к банковской

системе. Это снижение системных рисков, развитие корпоративного управления

и внутреннего контроля в банках, развитие транспарентности и рыночной

дисциплины на рынке банковских услуг, развитие системы банковского надзора.

Решение этих задач зависит от усилий всех ветвей власти, Банка России и,

разумеется, кредитных организаций и их владельцев.

Чуть более подробно о МСБУиО (элемент развития транспарентности и

рыночной дисциплины) и о защите вкладчиков (элемент снижения системных

рисков).

Одной из важных мер по защите интересов вкладчиков и, таким образом,

по привлечению сбережений населения в банковскую систему может стать

создание системы гарантирования (страхования) вкладов. С правовой точки

зрения основным условием введения такой системы является принятие

соответствующего федерального закона. Система гарантирования вкладов может

строиться на разных организационных принципах. Но в любом случае необходим

переходный период, по истечении которого на рынке частных вкладов не должно

оставаться банков, которым отказано или по установленным критериям должно

быть отказано в участии в системе гарантирования вкладов.

Учитывая состояние экономики банковской системы и возможности бюджета,

формирование системы гарантирования вкладов должно осуществляться поэтапно.

Этапность предполагает исходно низкий и при благоприятных условиях

постепенно повышаемый уровень гарантирования вкладов. При этом уровень

возмещения по вкладам даже в развитой системе гарантирования должен быть

умеренным, с тем чтобы не провоцировать снижения качества управления

банками или “безразличного” поведения вкладчиков. По значительным по

величине вкладам уровень компенсации, на наш взгляд, не должен превышать

50%, а максимальная компенсация должна распространяться только на небольшие

вклады, выполняя функцию социальной защиты наименее обеспеченных (и в силу

этого в общей своей массе наименее просвещенных) вкладчиков.

Представляется, что для участия в системе должны изначально

допускаться только финансово стабильные банки. В дальнейшем по мере

дифференциации финансового положения банков-участников возможен переход на

построение системы дифференцированных взносов в зависимости от финансового

состояния банков.

Вопрос о целесообразности введения в России системы гарантирования

вкладов является до настоящего времени дискуссионным. Однако практически

все мало-мальски развитые страны идут этим путем, и пока ни одна из них не

признала этот путь ошибочным.

3. ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВ ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ

ПРОБЛЕМ

СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Анализ кредитоспособности и финансовой

устойчивости коммерческого банка

Очевидно, что с развитием рыночной экономики возрастает не только роль

коммерческого банка, но и их количество и спектр предоставляемых услуг и

типов операций. Следовательно, возрастают, как риск непосредственно

осуществления операций с конкретным банком так и риск от совершения

определенного типа операции как таковой. Тем более, как показывает

практика, на сегодняшний день наблюдается ужесточение конкуренции на

финансовом рынке и как следствие — банкротство ряда банков, отзыв лицензии

или просто неплатежи, или их задержка в связи с ухудшением финансового

положения, кризисов ликвидности, элементарной некомпетентности персонала

или прямого нарушения договоров и законодательства. И хотя ЦБ старается

следить за деятельностью КБ, но этого явно недостаточно. Коммерческие банки

должны сами отлеживать все тенденции в развитии как банковского дела в

целом, так и финансового положения банков, с которыми они работают. Также

необходимо вести грамотную политику в отношении активных операций, то есть

вводить систему лимитирования активных операций и рисков, особенно остро

эта проблема стоит при определении лимита на операции на межбанковском

рынке, так как межбанковские кредиты, овердрафты, овернайты, операции с

векселями и т.д. не подразумевают получения гарантий или обеспечения.

Рассмотрим теперь вкратце основные методы банковского надзора.

3.2. Банковский надзор

Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные

государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно

отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К

государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в

этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор

за банковской деятельностью. Надзор осуществляться двумя основными

методами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.