Рефераты. Выведение предприятия из кризисной ситуации

современных информационных технологий.

Исходя их новых требований работы с кадрами, пересматриваются функции

кадровых служб всех уровней управления, повышается их роль и

ответственность в решении задач экономического и социального развития. В

условиях перехода к рыночной экономике основными функциями кадровых служб

предприятий, организаций и учреждений становятся:

прогнозирование, определение текущей и перспективной потребности в

кадрах и источников ее удовлетворения, уточнение потребности в подготовке

специалистов по прямым связям с учебными заведениями, разработка и

реализация мер по пополнению трудового коллектива;

планирование и регулирование целенаправленного движения и

профессионально-квалификационного роста кадров, процессов их высвобождения

и перераспределения;

организационно-методическое обеспечение профессионально-

экономического обучения, подготовка и переподготовка кадров, планирование

этой работы с учетом потребностей производства, направление работников на

учебу в различные учебные заведения и стажировка на передовых предприятиях

и в организациях, обучение руководителей различного ранга передовым методам

и формам работы с кадрами;

изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников на

основе аттестации, широкого использования психологических и социологических

исследований, разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров

в соответствии с их способностями и склонностями;

организация работы по профессиональной ориентации молодежи, адаптация

молодых специалистов и рабочих на предприятиях, развитие наставничества,

изучение причин текучести кадров, динамики изменений трудового коллектива,

разработка мер по стабилизации и совершенствованию его социальной и

демографической структуры;

обеспечение эффективного использования всех форм материального и

морального стимулирования работников в соответствии с их трудовой

деятельностью, изучение влияния стимулов по повышению трудовой и социальной

активности персонала, улучшению социально-психологического климата в

коллективе, удовлетворенности работой.

3. В условиях рынка важное место занимает процесс планирования

персонала – относительно новый, вид деятельности для большинства

предприятий учитывая, что много внимания на них уделяется планированию

других экономических ресурсов (капитал, сырье), сейчас пересматривается

значение планирования персонала. Одной из причин этого является то, что в

последние годы предложение рабочей силы стало юридическим фактором в

деятельности многих предприятий.

Процесс планирования персонала предусматривает ряд задач:

определение общих целей на данный период (например, по условиям

прогноза сбыта или выпуска продукции);

приспособление этих целей к требованиям рабочей силы (человеко-час,

человеко-день и т.д.), учитывая изменения производственного процесса,

структуры продукции и т.д.;

оценка уровня увольняемости с предприятия и прогноз величины замены;

оценка эффективных изменений в рабочем времени, выгодных для

привлечения рабочей силы;

определение места и времени возникновения дефицита рабочей силы;

прогнозирование изменений спроса на рабочую силу за счет таких

факторов, как новые технологии, повышение производительности, изменение

рынков сбыта, изменения условий национального и международного бизнеса;

определение путей преодоления названных проблем (или приспособления к

ним);

развитие рабочей силы, адаптация к скорости технологических,

экономических и социальных изменений;

координация и управление всеми видами политики относительно рабочей

силы.

Если функция планирования персонала вносит реальный вклад в

эффективность компании, высшее руководство должно обеспечить ее полную

интеграцию с другими элементами долгосрочного планирования и стратегии

фирмы. В процессе планирования необходимо проводить периодический и

систематический анализ свойств и характеристик персонала для выявления

изменений в их распределении и составе. Отдельный анализ проводится по

различным категориям с учетом того, что на политику найма прямо

воздействует возрастное распределение человеческих ресурсов.

Планирование и формирование персонала предприятия осуществляется на

основе общих для всей системы планирования и прогнозирования принципов,

важнейшими из которых являются:

научный характер планирования и прогнозирования, их непрерывности;

сбалансированность между ресурсами и потребностями;

комплексный и системный подход к разработке планов.

Система планирования кадровой работы должна включать следующие

показатели:

численность кадров по категориям и должностям;

удельный вес работников аппарата управления в общей численности

работающих, затраты на их содержание;

количество рабочих, специалистов и руководителей, которые должны

обучаться в различных учебных заведениях, в том числе подготовка резерва

кадров управления;

количество учебных мест в системе подготовки и повышения квалификации

кадров, обеспеченность учебными местами (отношение фактического числа

учебных мест к требуемому, в процентах);

оборот, текучесть и сменяемость кадров различных категорий и

профессиональных групп;

потери рабочего времени от нарушений дисциплины и др.

Это позволяет, по-настоящему, комплексно охватить планированием

важнейшие звенья, проблемы и процессы работы с кадрами. При этом ведущее

место в системе планирования персонала отводится разработке плана о

потребности в кадрах и источников ее обеспечения.

Таким образом, планирование персонала включает:

научно-обоснованное определение перспективной и текущей потребности в

кадрах необходимых специальностей и квалификации;

измерение эффективности использования кадров, форм и видов их

подготовки и повышения квалификации;

определение способов оптимальной расстановки, перемещения и выдвижения

руководителей и специалистов;

развитие демократических начал в управлении персоналом;

проведение организационно-воспитательной работы в коллективах

подразделений.

Практической основой планирования персонала являются бизнес-планы

предприятий; его разделы, определяющие экономическое и социальное развитие

коллектива предприятия. Тщательное соблюдение очередности этапов

планирования обеспечивает предприятию гарантию того, что оно будет

располагать именно такими работниками, какие ему в каждый данный момент

необходимы. Основными видами планирования являются долгосрочное (от 10-15 и

более лет), перспективное – пятилетний период, текущее до одного года.

Долгосрочное планирование выступает обычно в форме целевых комплексных

программ, обеспечивающих следующие основные направления:

совершенствование планирования и организации кадровой работы, создание

комплексной системы управления кадрами с использованием компьютерных

технологий;

совершенствование системы комплектования, подготовки и повышения

квалификации кадров, улучшение их социально-демографической и

профессионально-квалификационной структуры;

укрепление дисциплины труда, сокращение потерь рабочего времени,

текучести кадров.

При разработке целевой программы следует учитывать:

основные положения современной кадровой политики, особенности

демографической ситуации, связанные с балансом трудовых ресурсов,

ограниченностью их притока, а также процессами высвобождения и

перераспределения работников;

важнейшие тенденции научно-технического прогресса, связанные с

внедрением новых технологий в производственный процесс;

возрастающие требования к совершенствованию планирования и организации

управления;

накопленный опыт реализации основных направлений совершенствования

работы с кадрами в предыдущих периодах.

На основе долгосрочных планов разрабатываются перспективные и текущие

планы, которые в совокупности представляют собой единую систему

планирования кадровой работы на производстве, позволяющую комплексно

реализовать важнейшие процессы формирования кадрового потенциала

предприятия.

Перспективный план работы с кадрами включает в себя мероприятия по

совершенствованию состава рабочих, руководителей и специалистов, а также

мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации,

созданию единой системы непрерывного образования.

Текущий план конкретизирует показатели долгосрочного и перспективного

планов работы и отражает вопросы комплектования подразделений необходимыми

работниками, их расстановки и обучения, оценки деятельности и повышения

квалификации, контроля рационального использования рабочего времени и

осуществления запланированных мероприятий.

Одним из основных направлений совершенствования работы с кадрами

является внедрение автоматизированной системы. Планирование кадровой работы

с помощью компьютерных технологий требует создания соответствующих

нормативов, методик расчетов, разработки различных классификаций; создание

перспективных моделей специалистов и руководителей; совершенствования

требований к личности и рабочему месту работника, а также форм подбора,

подготовки и расстановки кадров.

Предварительной стадией планирования кадровой работы является

прогнозирование, которое служит основой подготовки плановых решений и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.